Общие сведения. Наибольшемуизносув поршне подвергаютсяпоршневые канавкипо высоте,причембольшийизнос происходитповерхнейканавке.Причинаизноса канавок-большиеудельные

Наибольшемуизносув поршне подвергаютсяпоршневые канавкипо высоте,причембольшийизнос происходитповерхнейканавке.Причинаизноса канавок-большиеудельные давленияпоршневыхколецнастенкиканавоки влияниевысокойтемпературы.Износ поршневыхканавоквлечетзасобой пропуск рабочих и отработанных газов, потерю компрессии, разжижение смазки.

Вследствие износаотверстие подпоршневойпалецвбобышкепоршня становится овальным, причем наибольшийизнос происходитв плоскости, перпендикулярнойднищупоршня.Изношенные поршниизалюминиевого сплава, как правило, не восстанавливаются,азаменяютсяновыми. Однаков практике ремонтных предприятий мелкосерийного и индивидуального производства приходится прибегать к восстановлению отверстия под поршневойпалецразвертыванием илитонкойрасточкойподсоответствующий ремонтный размер поршневогопальца.Канавки поршнямогут быть восстановленыпроточкой,ноприусловии,чтов запасныечастипоставляются поршневыекольцаувеличенногоразмераповысоте.

Моторостроительные заводы изготовляютпоршниремонтногоразмера, устанавливаемыевцилиндрыпосле ихрастачиванияидоводкипод соответствующий ремонтный размер.Основныехарактеристикиавтомобильных

поршнейприведенывтабл. 9.


Таблица9

  Модельдвигателя Материал поршня   Твердость НВ   Овальность,мм   Конусность,мм
ЗИЛ-130 ЗМЗ-53 ВАЗ-2108 КамАЗ-740 АК-4 АК-4 АЛ-9 АЛ-9 100-130 100-130 110-140 110-140 0,035-0,050 0,013-0,038 0,008-0,024 0,035-0,045 0,26 0,12 0,08 0,25

Поршневые пальцы изнашиваютсяпосередине и поконцам.Заводами выпускаются пальцыноминальногоиремонтногоразмеров.Ремонтируют изношенные поршневые пальцыраздачейподноминальныйразмерили шлифованием подремонтныйразмер.Характеристикапоршневыхпальцев: материал,твердостьпослетермообработки,ремонтныеразмерыданывтабл.10.

Таблица10

  Модельдвигателя Материал поршневогопальца Твердость HRC   Диаметр,мм Ремонтныеразмеры,мм
  I   II   III
ЗИЛ-130 ЗМЗ-53 ЯМЗ-236 ВАЗ-2108 КамАЗ-740 Сталь15Х Сталь45Х Сталь12ХНЗА - - 58-65 56-62 58-65 58-65 58-65 28-0,01 25-0,01 50-0,012 21,982-0,012 45-0,007 +0,12 +0,08 - - - +0,20 +0,12 - - - - +0,20 - - -

При изготовлениипальцевиз малоуглеродистых легированныхсталей наружнаяповерхность пальцев подвергается цементации,закалкеТВЧ, отпуску. Пальцызакаливаютсянаглубину1,5 мм.

Основныедефектышатунов(рис.20):изгибискручивание стержня, износ отверстий нижней головки шатуна, отверстия под втулку и самой втулки верхнейголовкишатуна,износисмятиеплоскостейразъематорцевплоскостей

подболтывнижнейголовкешатуна.Шатуныспогнутостьюискрученностью

болеедопустимойпотехническимусловиям(Dизг=0,020ммнадлине100мм)

подвергаютсяправкенаприспособлениях.

Шатунывыбраковываютсяприаварийныхизгибах,обломахитрещинах.

Шатуны двигателей ЯМЗ (всех модификаций), кроме того, выбраковывают,

если сильноизношеныплоскостиразъеманижнейголовкишатуна.


Рис.20.Основныедефектышатунанапримередвигателя ЗИЛ-130:

1-изгибилискручивание;2-износотверстиявнижнейголовке;3-износотверстияпод втулкувверхнейголовке;4-износотверстиявовтулке верхнейголовки;5- уменьшение расстояния междуосямиверхнейи нижнейголовок

Материал,термообработкаитвердостьшатуновдвигателейприведеныв табл.11

Таблица11

  Модельдвигателя   Материалшатуна   Твердость НВ   Диаметр отверстияв верхней головке,мм   Диаметр отверстияв нижней головке,мм Усилие затяжки болтов нижней головки, кгс·м
ЗИЛ-130 Сталь40Р 217-248 28+0,007 -0,003 69,5+0,012 9,0-10,0
ЗМЗ-53 СтальГ2 288-269 25+0,007 -0,003 63,6+0,012 7,5-8,0
ЯМЗ-236 Сталь 40ХФА 288-269 50+0,020 +0,014 77,79+0,015 9,0-10,0
ВАЗ-2108 н.д. н.д. 22-0,004 -0,006 51,33+0,015 5,0-6,0
КамАЗ-740 Сталь 40ХН2МА 245-285 45+0,016 84,995+0,021 12,0-13,0

Дляпроверкишатуновнаизгибискручивание используютиндикаторное приспособлениетипаКИ-724(рис.21). Это приспособлениеуниверсальное,оно позволяет контролировать шатуныдвигателейразныхмарок.


Рис.21.Приспособлениедляпроверкишатунана скрученностьиизгиб:

а-установкаиндикаторов;б-установкаразжимной оправки;в-проверкашатунана изгиб;г-проверкашатунана скрученность;1-оправка;2и5-индикаторы;3-плита;

4-упор;6 -разжимнаяоправка;7-призма;8и10-конусаоправки;9-разжимная втулка оправки

Призму 7 с индикаторами часового типа устанавливают на оправку 1 (рис. 21, а) и передвигают ее до соприкосновения упора 4 призмы с плоскостью плиты 3 приспособления. В этом положении перемещают индикатор 2 до получения натяга на измерительном стержне в пределах

1,0-1,5 оборота стрелки. Закрепляют индикатори совмещают нулевое деление шкалысо стрелкой. Поворачивают призмуна 180°и также устанавливают индикатор5.

В отверстие верхнейголовки шатуна с выпрессованнойвтулкой вставляют разжимнуювтулку9(рис.21,б)изакрепляютееконусами8и10.Шатун

ставятнаоправку1(рис.21,в),перемещаютегодоупораоправки7вплиту3 изакрепляютнаоправке.Призмуставятнаоправку6иприсоприкосновении ее упоров с плитой 3 поочередно по отклонению стрелки от нулевого

положенияиндикатора2определяютизгибшатуна,апоотклонениюстрелки

индикатора5 (рис.21,г)-скрученность.

Погнутый шатунправятподпрессом илив специальном винтовом приспособлении. Скрученностьшатуна также устраняютправкой.Шатун зажимаютв тискии правят вильчатым рычагом или специальнымирычагами3 (рис. 22) с винтовым приспособлением.Дляполученияудовлетворительныхрезультатовправкинеобходимоприменятьстабилизирующийподогрев.


Рис.22. Устранениескрученности шатуна

1-рукоятка;2-винт;3-рычаги;4-упор;5-гайка

После правкишатун подвергается термическойстабилизации-нагревудо температуры400-500°С ивыдержкеприэтой температуре 1,5 ч.Изношенные втулкиверхнейголовки(Dизн=0,05мм)развертываютподувеличенныйпротив

номинального размер пальца или выпрессовываюти заменяют новыми с

последующей обработкойподноминальныйразмер.Шатуныикрышкис поврежденнымиторцамиразъема шлифуют.Вслучаеизносанижнейголовкиее

восстанавливают фрезеровкой торца разъема, затем собирают шатуны с затяжкойболтов ирастачиваютнижнююголовкуподноминальныйразмерс последующимхонингованиемилираскатыванием.Этотжедефектможетбыть

восстановленгальваническим покрытием(осталиванием)споследующей обработкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: