Наибольшемуизносув поршне подвергаютсяпоршневые канавкипо высоте,причембольшийизнос происходитповерхнейканавке.Причинаизноса канавок-большиеудельные давленияпоршневыхколецнастенкиканавоки влияниевысокойтемпературы.Износ поршневыхканавоквлечетзасобой пропуск рабочих и отработанных газов, потерю компрессии, разжижение смазки.
Вследствие износаотверстие подпоршневойпалецвбобышкепоршня становится овальным, причем наибольшийизнос происходитв плоскости, перпендикулярнойднищупоршня.Изношенные поршниизалюминиевого сплава, как правило, не восстанавливаются,азаменяютсяновыми. Однаков практике ремонтных предприятий мелкосерийного и индивидуального производства приходится прибегать к восстановлению отверстия под поршневойпалецразвертыванием илитонкойрасточкойподсоответствующий ремонтный размер поршневогопальца.Канавки поршнямогут быть восстановленыпроточкой,ноприусловии,чтов запасныечастипоставляются поршневыекольцаувеличенногоразмераповысоте.
|
|
Моторостроительные заводы изготовляютпоршниремонтногоразмера, устанавливаемыевцилиндрыпосле ихрастачиванияидоводкипод соответствующий ремонтный размер.Основныехарактеристикиавтомобильных
поршнейприведенывтабл. 9.
Таблица9
Модельдвигателя | Материал поршня | Твердость НВ | Овальность,мм | Конусность,мм |
ЗИЛ-130 ЗМЗ-53 ВАЗ-2108 КамАЗ-740 | АК-4 АК-4 АЛ-9 АЛ-9 | 100-130 100-130 110-140 110-140 | 0,035-0,050 0,013-0,038 0,008-0,024 0,035-0,045 | 0,26 0,12 0,08 0,25 |
Поршневые пальцы изнашиваютсяпосередине и поконцам.Заводами выпускаются пальцыноминальногоиремонтногоразмеров.Ремонтируют изношенные поршневые пальцыраздачейподноминальныйразмерили шлифованием подремонтныйразмер.Характеристикапоршневыхпальцев: материал,твердостьпослетермообработки,ремонтныеразмерыданывтабл.10.
Таблица10
Модельдвигателя | Материал поршневогопальца | Твердость HRC | Диаметр,мм | Ремонтныеразмеры,мм | ||
I | II | III | ||||
ЗИЛ-130 ЗМЗ-53 ЯМЗ-236 ВАЗ-2108 КамАЗ-740 | Сталь15Х Сталь45Х Сталь12ХНЗА - - | 58-65 56-62 58-65 58-65 58-65 | 28-0,01 25-0,01 50-0,012 21,982-0,012 45-0,007 | +0,12 +0,08 - - - | +0,20 +0,12 - - - | - +0,20 - - - |
При изготовлениипальцевиз малоуглеродистых легированныхсталей наружнаяповерхность пальцев подвергается цементации,закалкеТВЧ, отпуску. Пальцызакаливаютсянаглубину1,5 мм.
Основныедефектышатунов(рис.20):изгибискручивание стержня, износ отверстий нижней головки шатуна, отверстия под втулку и самой втулки верхнейголовкишатуна,износисмятиеплоскостейразъематорцевплоскостей
|
|
подболтывнижнейголовкешатуна.Шатуныспогнутостьюискрученностью
болеедопустимойпотехническимусловиям(Dизг=0,020ммнадлине100мм)
подвергаютсяправкенаприспособлениях.
Шатунывыбраковываютсяприаварийныхизгибах,обломахитрещинах.
Шатуны двигателей ЯМЗ (всех модификаций), кроме того, выбраковывают,
если сильноизношеныплоскостиразъеманижнейголовкишатуна.
Рис.20.Основныедефектышатунанапримередвигателя ЗИЛ-130:
1-изгибилискручивание;2-износотверстиявнижнейголовке;3-износотверстияпод втулкувверхнейголовке;4-износотверстиявовтулке верхнейголовки;5- уменьшение расстояния междуосямиверхнейи нижнейголовок
Материал,термообработкаитвердостьшатуновдвигателейприведеныв табл.11
Таблица11
Модельдвигателя | Материалшатуна | Твердость НВ | Диаметр отверстияв верхней головке,мм | Диаметр отверстияв нижней головке,мм | Усилие затяжки болтов нижней головки, кгс·м |
ЗИЛ-130 | Сталь40Р | 217-248 | 28+0,007 -0,003 | 69,5+0,012 | 9,0-10,0 |
ЗМЗ-53 | СтальГ2 | 288-269 | 25+0,007 -0,003 | 63,6+0,012 | 7,5-8,0 |
ЯМЗ-236 | Сталь 40ХФА | 288-269 | 50+0,020 +0,014 | 77,79+0,015 | 9,0-10,0 |
ВАЗ-2108 | н.д. | н.д. | 22-0,004 -0,006 | 51,33+0,015 | 5,0-6,0 |
КамАЗ-740 | Сталь 40ХН2МА | 245-285 | 45+0,016 | 84,995+0,021 | 12,0-13,0 |
Дляпроверкишатуновнаизгибискручивание используютиндикаторное приспособлениетипаКИ-724(рис.21). Это приспособлениеуниверсальное,оно позволяет контролировать шатуныдвигателейразныхмарок.
Рис.21.Приспособлениедляпроверкишатунана скрученностьиизгиб:
а-установкаиндикаторов;б-установкаразжимной оправки;в-проверкашатунана изгиб;г-проверкашатунана скрученность;1-оправка;2и5-индикаторы;3-плита;
4-упор;6 -разжимнаяоправка;7-призма;8и10-конусаоправки;9-разжимная втулка оправки
Призму 7 с индикаторами часового типа устанавливают на оправку 1 (рис. 21, а) и передвигают ее до соприкосновения упора 4 призмы с плоскостью плиты 3 приспособления. В этом положении перемещают индикатор 2 до получения натяга на измерительном стержне в пределах
1,0-1,5 оборота стрелки. Закрепляют индикатори совмещают нулевое деление шкалысо стрелкой. Поворачивают призмуна 180°и также устанавливают индикатор5.
В отверстие верхнейголовки шатуна с выпрессованнойвтулкой вставляют разжимнуювтулку9(рис.21,б)изакрепляютееконусами8и10.Шатун
ставятнаоправку1(рис.21,в),перемещаютегодоупораоправки7вплиту3 изакрепляютнаоправке.Призмуставятнаоправку6иприсоприкосновении ее упоров с плитой 3 поочередно по отклонению стрелки от нулевого
положенияиндикатора2определяютизгибшатуна,апоотклонениюстрелки
индикатора5 (рис.21,г)-скрученность.
Погнутый шатунправятподпрессом илив специальном винтовом приспособлении. Скрученностьшатуна также устраняютправкой.Шатун зажимаютв тискии правят вильчатым рычагом или специальнымирычагами3 (рис. 22) с винтовым приспособлением.Дляполученияудовлетворительныхрезультатовправкинеобходимоприменятьстабилизирующийподогрев.
Рис.22. Устранениескрученности шатуна
1-рукоятка;2-винт;3-рычаги;4-упор;5-гайка
После правкишатун подвергается термическойстабилизации-нагревудо температуры400-500°С ивыдержкеприэтой температуре 1,5 ч.Изношенные втулкиверхнейголовки(Dизн=0,05мм)развертываютподувеличенныйпротив
номинального размер пальца или выпрессовываюти заменяют новыми с
последующей обработкойподноминальныйразмер.Шатуныикрышкис поврежденнымиторцамиразъема шлифуют.Вслучаеизносанижнейголовкиее
восстанавливают фрезеровкой торца разъема, затем собирают шатуны с затяжкойболтов ирастачиваютнижнююголовкуподноминальныйразмерс последующимхонингованиемилираскатыванием.Этотжедефектможетбыть
восстановленгальваническим покрытием(осталиванием)споследующей обработкой.