Дефектацияколенчатоговаладвигателя

Цельработы

1.Изучить технические условия на дефектациюколенчатых валов,

используяруководствопокапитальномуремонтудвигателей.

2.Ознакомиться с устройством измерительных приборов, оснастки и методамиизмерения.

3.Приобрестинавыкиподефектовкеколенчатыхвалов.

4.Исследоватьхарактеризносашеекколенчатоговалаиегодеформации.

Задание:

1.Подготовитьисходныеданныедлядефектовкидеталей.

2.Определитьтехническоесостояниедеталей.

3.Произвестисортировкудеталейпорезультатамконтроля.

4.Назначитьспособремонтадетали.

5.Оформитьотчеторезультатахработы.

Техническое оборудование: лабораторный стол; прибор для установки

деталей в центрахи измерениябиения моделиПБМ-500;штативШ-П-Н (ГОСТ 10197-70); лупа четырехкратного увеличения; индикаторные нутромеры НИ 18-50 (ГОСТ 868-82); штангенциркуль ШЦ-1-160-0,1 (ГОСТ 166-89); рычажные микрометры МК 50, МК 75, МК 100 (ГОСТ4381-87);штангрейсмусПР250-0,05(ГОСТ164-90);индикатор часового типаНЧ(ГОСТ577-68)наштативе;шаблоныдляизмерения длины коленчатоговала;коленчатые валыдвигателей;призмы100×100×65мм.

Общиесведения

Коленчатыевалыавтомобильных двигателейизготавливаютиз углеродистыхилегированныхсталейилиизвысокопрочного магниевого чугуна.КоренныеишатунныешейкиподвергаютсязакалкеТВЧнаглубину

1,5-3мм, твердостьшеекHRС50-62(табл.6).

Модельдвигателя Материалколенчатоговала Термо- обработка ТвердостьшеекНRС Твердостьзаготовки НВ
  ЗИЛ-130   Сталь45селект.   ЗакалкаТВЧ   56-62   170-207
  ЗМЗ-53   Магниевыйчугун   Тоже   40-55   207-255
  ЯМЗ-236   Сталь50Г   »   52-62   229-270
  ВАЗ-2108 Высокопрочныйчугун   »   50-55   235-265
  КамАЗ-740   Сталь42 ХМФА4Н   »   56-62   167-212
Таблица6


В процессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения, вибрации, знакопеременныенагрузки,средаидр.Этовызывает(см.рис.16) износшатунных икоренныхшеек(Dизндо0,1мм),ониизнашиваются неравномерно: по длине принимают форму конуса, по диаметру -овала

(Dнецилдо 0,08мм); нарушениекачества поверхностишеек (задиры,риски,

коррозия); механические повреждения (трещины, дефекты резьб); прогиб

коленчатого вала(Dбиениядо0,150мм);износотверстийвофланцепод подшипникведущеговалакоробки передач.Прогибколенчатоговалаприводит кнарушениюперпендикулярности осивалакосицилиндра,вследствиечего условиясмазкисопряженныхповерхностей ухудшаются, маслянаяпленкана трущихсяповерхностяхразрушается,появляетсяграничноеилисухоетрение.

Рис.16.Основныедефектыколенчатоговала напримере двигателя ЗИЛ-130:

1-изгибвала;2-износнаружнойповерхностифланца;3-биениеторцевойповерхности фланца;4- износмаслосгонныхканавок:5-износотверстияпод подшипник;6-износ отверстий подболты крепления маховика;7-износкоренныхишатунныхшеек;8- износ шейкипод шестернюиступицушкива;9-износшпоночнойканавкипоширине;

10-увеличение длины переднейкоренной шейки;11- увеличение длинышатунныхшеек

Возникающиедефектыустраняют обработкой шеекподремонтный размер (РР) шлифованием с последующим полированием, различными видами наплавокилиплазменнымнапылением. Ремонтныеразмерышеекколенчатых валовданывтабл.7.Прогибвалаустраняют пластическимдеформированием (правкой).

Таблица7

Размер Коренныешейки,мм Шатунныешейки,мм
     
ВАЗ-2108
Номинальный 50,795-0,02 47,834-0,02
1-йремонтный 50,541-0,02 47,580-.0,02
2-йремонтный 50,287-0,02 47,326-0,02
3-йремонтный 50,033-0,02 47,072-0,02
4-йремонтный 49,779-0,02 46,818-0,02

Продолжениетабл.7

     
УМЗ-421
Номинальный 64,00-0,013 58,00-0,013
1-йремонтный 63,75-0,013 57,75-0,013
2-йремонтный 63,50-0,013 57,50-0,013
3-йремонтный 63,25-0,013 57,25-0,013
4-йремонтный 63,00-0,013 57,00-0,013
5-йремонтный 62,75-0,013 56,75-0,013
6-йремонтный 62,50-0,013 56,50-0,013
КамАЗ-740
Номинальный 95,00-0,015 80,00-0,013
1-йремонтный 94,50-0,015 79,50-0,013
2-йремонтный 94,00-0,015 79,00-0,013
3-йремонтный 93,50-0,015 78,50-0,013
4-йремонтный 93,00-0,015 78,00-0,013
ЯМЗ-236
Номинальный 105,00-0,015 85,00-0,015
1-йремонтный 104,75-0,015 84,75-0,015
2-йремонтный 104,50-0,015 84,50-0,015
3-йремонтный 104,25-0,015 84,25-0,015
4-йремонтный 104,00-0,015 84,00-0,015
5-йремонтный 103,75-0,015 83,75-0,015
6-йремонтный 103,50-0,015 83,50-0,015
ЗИЛ-130
Номинальный 74,50-0,013 65,50-0,013
1-йремонтный 74,25-0,013 65,25-0,013
2-йремонтный 74,00-0,013 65,00-0,013
3-йремонтный 73,75-0,013 64,75-0,013
4-йремонтный 73,50-0,013 64,50-0,013
5-йремонтный 73,25-0,013 64,25-0,013
6-йремонтный 73,00-0,013 64,00-0,013

Отремонтированные коленчатые валы должны отвечать техническим условиям:

-овальность и конусность коренных и шатунных шеек не должна превышатьпо длинешейки0,02мм(ЗИЛ-130)и 0,01мм(КамАЗ-740,ВАЗ);

-биение вала по средней шейке должно быть не более 0,05 мм

(ЗИЛ-130)и 0,03мм(КамАЗ-740,ВАЗ);

-шероховатостьповерхностейшеекдолжнаRa=32мкм(ЗИЛ-130)или

Rа= 0,16мкм(КамАЗ-740);

-одноименныешейкидолжныбытьпрошлифованыпододинремонтный размер;

-радиускривошипадолженбытьв пределах47,5±0,08мм

-(ЗИЛ-130)и 60,0±0,05мм(КамАЗ-740).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: