Цельработы
1.Изучить технические условия на дефектациюколенчатых валов,
используяруководствопокапитальномуремонтудвигателей.
2.Ознакомиться с устройством измерительных приборов, оснастки и методамиизмерения.
3.Приобрестинавыкиподефектовкеколенчатыхвалов.
4.Исследоватьхарактеризносашеекколенчатоговалаиегодеформации.
Задание:
1.Подготовитьисходныеданныедлядефектовкидеталей.
2.Определитьтехническоесостояниедеталей.
3.Произвестисортировкудеталейпорезультатамконтроля.
4.Назначитьспособремонтадетали.
5.Оформитьотчеторезультатахработы.
Техническое оборудование: лабораторный стол; прибор для установки
деталей в центрахи измерениябиения моделиПБМ-500;штативШ-П-Н (ГОСТ 10197-70); лупа четырехкратного увеличения; индикаторные нутромеры НИ 18-50 (ГОСТ 868-82); штангенциркуль ШЦ-1-160-0,1 (ГОСТ 166-89); рычажные микрометры МК 50, МК 75, МК 100 (ГОСТ4381-87);штангрейсмусПР250-0,05(ГОСТ164-90);индикатор часового типаНЧ(ГОСТ577-68)наштативе;шаблоныдляизмерения длины коленчатоговала;коленчатые валыдвигателей;призмы100×100×65мм.
|
|
Общиесведения
Коленчатыевалыавтомобильных двигателейизготавливаютиз углеродистыхилегированныхсталейилиизвысокопрочного магниевого чугуна.КоренныеишатунныешейкиподвергаютсязакалкеТВЧнаглубину
1,5-3мм, твердостьшеекHRС50-62(табл.6).
|
В процессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения, вибрации, знакопеременныенагрузки,средаидр.Этовызывает(см.рис.16) износшатунных икоренныхшеек(Dизндо0,1мм),ониизнашиваются неравномерно: по длине принимают форму конуса, по диаметру -овала
(Dнецилдо 0,08мм); нарушениекачества поверхностишеек (задиры,риски,
коррозия); механические повреждения (трещины, дефекты резьб); прогиб
коленчатого вала(Dбиениядо0,150мм);износотверстийвофланцепод подшипникведущеговалакоробки передач.Прогибколенчатоговалаприводит кнарушениюперпендикулярности осивалакосицилиндра,вследствиечего условиясмазкисопряженныхповерхностей ухудшаются, маслянаяпленкана трущихсяповерхностяхразрушается,появляетсяграничноеилисухоетрение.
Рис.16.Основныедефектыколенчатоговала напримере двигателя ЗИЛ-130:
1-изгибвала;2-износнаружнойповерхностифланца;3-биениеторцевойповерхности фланца;4- износмаслосгонныхканавок:5-износотверстияпод подшипник;6-износ отверстий подболты крепления маховика;7-износкоренныхишатунныхшеек;8- износ шейкипод шестернюиступицушкива;9-износшпоночнойканавкипоширине;
|
|
10-увеличение длины переднейкоренной шейки;11- увеличение длинышатунныхшеек
Возникающиедефектыустраняют обработкой шеекподремонтный размер (РР) шлифованием с последующим полированием, различными видами наплавокилиплазменнымнапылением. Ремонтныеразмерышеекколенчатых валовданывтабл.7.Прогибвалаустраняют пластическимдеформированием (правкой).
Таблица7
Размер | Коренныешейки,мм | Шатунныешейки,мм |
ВАЗ-2108 | ||
Номинальный | 50,795-0,02 | 47,834-0,02 |
1-йремонтный | 50,541-0,02 | 47,580-.0,02 |
2-йремонтный | 50,287-0,02 | 47,326-0,02 |
3-йремонтный | 50,033-0,02 | 47,072-0,02 |
4-йремонтный | 49,779-0,02 | 46,818-0,02 |
Продолжениетабл.7
УМЗ-421 | ||
Номинальный | 64,00-0,013 | 58,00-0,013 |
1-йремонтный | 63,75-0,013 | 57,75-0,013 |
2-йремонтный | 63,50-0,013 | 57,50-0,013 |
3-йремонтный | 63,25-0,013 | 57,25-0,013 |
4-йремонтный | 63,00-0,013 | 57,00-0,013 |
5-йремонтный | 62,75-0,013 | 56,75-0,013 |
6-йремонтный | 62,50-0,013 | 56,50-0,013 |
КамАЗ-740 | ||
Номинальный | 95,00-0,015 | 80,00-0,013 |
1-йремонтный | 94,50-0,015 | 79,50-0,013 |
2-йремонтный | 94,00-0,015 | 79,00-0,013 |
3-йремонтный | 93,50-0,015 | 78,50-0,013 |
4-йремонтный | 93,00-0,015 | 78,00-0,013 |
ЯМЗ-236 | ||
Номинальный | 105,00-0,015 | 85,00-0,015 |
1-йремонтный | 104,75-0,015 | 84,75-0,015 |
2-йремонтный | 104,50-0,015 | 84,50-0,015 |
3-йремонтный | 104,25-0,015 | 84,25-0,015 |
4-йремонтный | 104,00-0,015 | 84,00-0,015 |
5-йремонтный | 103,75-0,015 | 83,75-0,015 |
6-йремонтный | 103,50-0,015 | 83,50-0,015 |
ЗИЛ-130 | ||
Номинальный | 74,50-0,013 | 65,50-0,013 |
1-йремонтный | 74,25-0,013 | 65,25-0,013 |
2-йремонтный | 74,00-0,013 | 65,00-0,013 |
3-йремонтный | 73,75-0,013 | 64,75-0,013 |
4-йремонтный | 73,50-0,013 | 64,50-0,013 |
5-йремонтный | 73,25-0,013 | 64,25-0,013 |
6-йремонтный | 73,00-0,013 | 64,00-0,013 |
Отремонтированные коленчатые валы должны отвечать техническим условиям:
-овальность и конусность коренных и шатунных шеек не должна превышатьпо длинешейки0,02мм(ЗИЛ-130)и 0,01мм(КамАЗ-740,ВАЗ);
-биение вала по средней шейке должно быть не более 0,05 мм
(ЗИЛ-130)и 0,03мм(КамАЗ-740,ВАЗ);
-шероховатостьповерхностейшеекдолжнаRa=32мкм(ЗИЛ-130)или
Rа= 0,16мкм(КамАЗ-740);
-одноименныешейкидолжныбытьпрошлифованыпододинремонтный размер;
-радиускривошипадолженбытьв пределах47,5±0,08мм
-(ЗИЛ-130)и 60,0±0,05мм(КамАЗ-740).