double arrow

А) Духовные аспекты

Где бы не проходила совместная работа, она полностью определяется тем, может ли отдельный человек ощутить себя ее активным участником или нет. Не зависимо от своей должности и задач, возложенных на человека предприятием или учреждением, он должен уметь видеть общую работу в аспекте духовной ответственности и сопричастности. Это означает, что осознание руководящих положений или же задач, стоящих перед организацией, должно быть возможным для каждого человека. Также у каждого должна быть возможность осуществлять свой вклад в выполнение общей задачи. Тем самым мы видим, чем в итоге является руководство: оно само происходит из руководящих положений, от идеи, задачи, от цели, которую ставит перед собой некое человеческое сообщество, учреждение, фирма. Поэтому в конечном счете все принимают участие в работе над духовными целями, которые помогают ориентироваться и наделяют полномочиями тех, кто берет на себя задачу руководства. С этой точки зрения руководят на самом деле не люди, а цель, которой группа людей предоставляет свои силы. Поэтому рабочая сила не «покупается», а посвящается какому-то делу. Это посвящение нужно ценить, но «оценить и заплатить» за него на самом деле невозможно.

Если на предприятии или в школе такие вещи осознаются, тогда благодаря этому может пробудиться братское отношение друг к другу, которое облегчит отдельному человеку возможность внести свой (пусть даже скромный) вклад в общее дело. Для того, чтобы поддержать это, необходимо, чтобы в учреждении был орган, в котором человек свободным образом может высказать свои взгляды в отношении целей учреждения и наоборот, услышать, как другие люди относятся к важным вопросам, связанным с организацией труда. Сколько из услышанного и проработанного он затем сможет плодотворно использовать в сфере своего влияния и деятельности, определяется его качествами и намерениями. Только когда отдельный человек начинает все точнее осознавать, как он своей работой и в процессе взаимодействия со своими коллегами может наилучшим образом способствовать достижению общей цели, возникает атмосфера, пронизанная ощущением свободы и взаимной поддержкой. Напротив, чрезвычайно ослабляющим и вызывающим подозрения образом воздействует зависть по отношению к работе или влиянию какого-то человека, которая ведет к скрытой или явно выражаемой критике. В сообществе, которое еще не сработалось, накапливающийся потенциал критики, которая в итоге оказывается направлена практически на всех и каждого, соответствует количеству блокированной инициативной силы и парализованной способности к предпринимательству отдельных работников. Если это заметить и изменить тактику, ожидая всего только от себя самого и учась с благодарностью смотреть на то позитивное, что могут внести другие, тогда одновременно будет происходить работа с собственным социальным взрослением. А социально зрелый человек становится творческим и помогает всему сообществу. Многие проблемы, которые мешают плодотворному сотрудничеству, возникают исключительно потому, что человек ожидает от других выполнения тех или иных вещей, и одновременно требует, чтобы то, что привносит он сам, получало большее признание.

На одной учительской конференции по поводу сложностей в отношениях между учителями и родителями, я услышала, как один коллега сказал: «Мы же все можем задействовать фантазию в отношении того, как каждый из нас может внести свой вклад в то, чтобы уравновесить слабости другого, так что сильные стороны этого человека будут лучше проявляться». Ничто так деструктивно не влияет на социальную атмосферу в школе, как когда учитель увеличивает симпатию со стороны учеников или родителей за счет другого учителя, говоря о нем, или действуя в его отношении таким образом, что тот становится еще более непопулярным. Если же родители и ученики переживают учительскую коллегию как конструктивное солидарное сообщество, которое открыто и справедливо обсуждает возникающие проблемы и работает с ними, тогда они с большим уважением и доверием будут относиться к воспитательной работе учителя. Если учителя помогают и поддерживают друг друга, и не замалчивают проблемы с учениками и родителями, но открыто обсуждают их, тогда школа становится жизненным пространством, в котором могут развиваться все участники взаимодействия. Также таким образом можно избежать социального мученичества: «Я делаю так много, тогда как другие и при минимальной нагрузке стремятся сделать как можно меньше». Дело в том, что таким образом отдельный человек становится самостоятельным и знает, что он может и хочет привнести в целостный процесс. Он делает то, что считает правильным, по собственному желанию, не сравнивая, что делают другие. Таким образом, он становится хозяином себя самого или же своим работодателем, даже если с внешней юридической точки зрения им является заведующий персоналом или правление школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: