Закрепление Конституцией Республики Беларусь источников регулирования прав и свобод личности

Часть третья статьи 21 Конституции Республики Беларусь называет юридические источники, в которых могут закрепляться права и свободы граждан Беларуси. Следовательно, ни Конституция, ни какой-либо другой акт не претендуют на монопольное отражение прав человека. В этом усматриваются два обстоятельства. Во-первых, конституционные права, несмотря на большое количество, являются лишь основными и не исчерпывают многообразия юридических возможностей индивидов. Во-вторых, права и свободы могут и должны развиваться, получая отражение в принимаемых для этого законах, других источниках. Предусмотренные рассматриваемой статьей источники делятся на две группы: внутригосударственные (национальные) и международные. К первым отнесены нормативные правовые акты – Конституция и законы. Нет более значимых нормативных правовых актов, чем они, а поскольку человек – высшая ценность, то совершенно логично закрепление его прав и свобод именно в Конституции и законах. Другими нормативными правовыми актами не могут устанавливаться новые права и свободы. Исключение составляют решения республиканского референдума, поскольку они, как и Конституция, законы, регулируют «важнейшие вопросы государственной и общественной жизни» (статья 73), а также декреты Президента – данные акты Главы государства имеют одинаковый с законами предмет регулирования (статья 101). В большинстве случаев решениями республиканского референдума и декретами Президента допускается регулировать также другие отношения, отнесенные и в разделе II, и в других разделах Конституции к предмету закона.

Права и свободы имеют свою конструкцию, составные части, схожие, но не идентичные структуре правоотношений. В субъективном праве (свободе) можно выделять: собственно возможность действия (бездействия) – содержание права, субъект, объект, условия возникновения права, порядок реализации. Должны ли эти части исчерпывающе определяться источниками, названными статьей 21 Конституции? В Конституции редко закрепляются все составные части провозглашаемых прав. Так, гарантируя свободу объединений, Конституция не определяет полностью черты ее субъектов, например возраст, при достижении которого допускается создавать общественные объединения или вступать в уже существующие; закрепляя право на благоприятную окружающую среду, Основной Закон не раскрывает его содержание. Почти нет на конституционном уровне примеров регулирования порядка реализации прав. Иногда прямо указывается на необходимость установления такого порядка в законе (статья 35). В связи с рассматриваемым вопросом уместно обратить внимание на пункт 2 части первой статьи 97, из которого следует необходимость регулирования законами «основного содержания и принципов осуществления» прав, свобод граждан. Значит, менее важные аспекты содержания и осуществления прав и свобод могут устанавливаться и другими нормативными правовыми актами. Этот вывод касается также обязанностей граждан. Под «осуществлением» прав и свобод понимаются, вероятно, условия их возникновения и порядок реализации. Думается, что законы должны определять на уровне основ еще такие части конструкции прав и свобод, как субъекты и объекты. При решении вопроса о выборе вида нормативного правового акта для регулирования того или иного индивидуального права необходимо руководствоваться не только общими правилами, установленными частью третьей статьи 21 и пунктом 2 части первой статьи 97, но и нормами, регулирующими конкретное право личности. К примеру, дополнительные условия возникновения права на социальное обеспечение, согласно статье 47, предусматриваются законом; право же на получение социального жилища, по части второй статьи 48, регулируется законодательством, а значит, не только законом.

Если в Конституции, других источниках не определены все составные части права (например, не установлен порядок его реализации), то субъект этого права все равно может им пользоваться и требовать от государства защиты своего права.

Кроме внутригосударственных актов, права и свободы граждан Беларуси закрепляются также в международных источниках. Это принципиальный момент, означающий конституционное признание положения, согласно которому права человека уже не являются сугубо внутренним делом государства. В контексте статьи 21 международные обязательства есть обязанности государства обеспечивать права граждан. Международные обязательства государства и соответственно права граждан могут закрепляться в различных признанных государством источниках международного права: международных договорах, обычаях, актах международных (межправительственных) организаций и других источниках. В качестве иллюстрации международного источника, содержащего права человека, но не являющегося международным договором, можно привести Всеобщую декларацию прав человека. Она была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, то есть акта международной организации.

Норму части третьей статьи 21 о правах и свободах граждан Беларуси необходимо толковать расширительно. Наше государство обязано гарантировать закрепленные в Конституции, законах и международных источниках права и свободы также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Беларуси.

Исходя из положения статьи 2 об ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности, оно должно обеспечивать максимально полное закрепление в Конституции, законах и своих международных обязательствах прав и свобод человека. С другой стороны, это следует делать при условии наличия у государства возможностей для обеспечения закрепляемых прав и свобод необходимыми гарантиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: