Информация для родителей

I. Что такие «готовность к школе»?

Родители, несомненно, хотят, чтобы в начале школьного обучения у ребенка все было благополучно: чтобы он привык к правилам школы, новому режиму дня, имел хорошее эмоциональное самочувствие, не потерял желания ходить каждый день в школу, не болел и хорошо усваивал учебную программу.

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются сложными в любом случае ребенок привыкает к новому образу жизни. Этот период называется адаптационным.

Насколько хорошо ребенок сумеет адаптироваться к учебному процессу, зависит от многих факторов. Главные из них:

• то, что психологи называют психологической готовностью к школьному обучению;

• состояние здоровья и уровень физиологического развития ребенка. Оба эти фактора являются комплексными.

Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания.

Если ребенок проявляет познавательный интерес и хочет идти в школу, чтобы заниматься собственно учебной деятельностью, то с большой долей вероятности можно заключить, что он уже обладает учебной мотивацией. При этом важно выяснить, действительно ли малыш хочет учиться, а не просто ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна данная проблема для шестилетних детей. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе.

Слабое развитие произвольности — одна из основных причин неуспеваемости в первом классе.

Что же понимают психологи под этим термином — «произвольность»?

Младший школьник должен уметь сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; воспринимать требования учителя; внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Трудности адаптации к школьной жизни, к систематическому обучению могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью ребенка к взаимодействию с другими детьми.

Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях Для того чтобы младший школьник был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Конечно, чтобы хорошо учиться, необходим достаточный уровень интеллекта. Ребенок должен уметь обобщать. Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фразы. Очень важной характеристикой является развитие фонематического слуха.

Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет- Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным дли будущего первоклассника.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья и уровнем физиологического развития ребенка. Организм должен быть функционально готов (то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня* чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды).

Диагностику готовности к школьному обучению проводит психолог. Поэтому советуем вам заблаговременно (в марте-апреле) обратиться за такой консультацией. Это позволит заранее выявить возможные трудности в обучении, за летние месяцы успеть что-то поправить в развитии ребенка.

Обратите внимание, что среда параметров готовности к школе не выделены как самые важные умения читать, писать, считать. Обычно родители акцентируют внимание именно на этих умениях своего малыше, но они не являются решающими в процессе подготовки К первому классу. Оказывается, есть более важные, более глубокие характеристики психического развития ребенка, которые имеют решающее значение для успешного обучения.

На что же родителям обратить главное внимание при организации жизни ребенка, который вскоре станет учеником?

//. Как достичь того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?

Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми.

В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические (обучающие) игры и игры по правилам

Кроме того, ребенок рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики (пазлы) по картинкам-образцам, занимается разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах (бубне, дудке и т.д.) и» конечно, слушает рассказы и сказки, которые ему читают взрослые. Чтение должно стать неотъемлемой частью каждого дня ребенка.

Занимаюсь с детьми, взрослые общаются с ними, что также очень важно для нормального развития малыша.

Вырастая в атмосфере Доброты, любви, интереса ко всему окружающему, ребенок к шести годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать и считать, и в этом ему на первых порах вполне могут помочь окружающие его близкие взрослые.

И все это происходит естественно, без надрыва и специальных уроков, что совершенно неадекватно для психического развития дошкольника.

Кажется, чего проще: если все перечисленное выше присутствует в жизни маленького Человека, то итог — нормальное развитие к моменту

поступления в школу, именуемое, психологами «психологическая готовность к школе».

///. Необходимо ли систематическое обучение дошкольников? Родители хотят начать обучение своего ребенка как можно раньше, причем 1 помимо дошкольной гимназии его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и пр. Считается, что чем больше этот джентльменский набор, тем лучше. Современные родители одержимы манией раннего обучения. Им невдомек, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует развитию тех психических функций, которые необходимы для обучения в школе.

Психологическая готовность к шкоде не возникает на подготовительных уроках в дошкольных гимназиях и мини-лицеях. Она возникает постепенно как итог всей дошкольной жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает такую иллюзию за счет выработки у него новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психологическим развитием.

Например, в дошкольном возрасте у нормального ребенка хорошо развита механическая память. В связи с этим малышу в 5-6 лет не составляет особого труда освоить порядковый счет, если Взрослые уделяют этому обучению внимание. Но в интеллектуальном и личностном развитии дошкольника это учение мало Что изменит. Воспроизведение по памяти заученной последовательности цифр не означает, что ребенок подготовлен к усвоению математики где надо уметь сравнивать величины, выделять обобщенный способ решения задачи и т,д.

Обобщению и сравнению дошкольники в обычной жизни учатся, играя в развивающие игры; это и народные игры, и игры по правилам, и настольные игры.

Конечно, вместо игр Детям можно предлагать простые учебные задания на сравнение, обобщение и др., представленный в занимательной форме, но это не то же самое, что игра. Это неплохо, но не может заменить игру хотя бы уже потому, что многие дети только через игру могут прийти к пониманию подобных заданий.

Напряженный график жизни маленького человека, которому надо успеть в разные кружки, секции, дошкольную гимназию, может отрицательно повлиять на физическое здоровье ребенка. А ведь состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, общая физическая подготовка имеют немаловажное значение для учебы в школе, для получения позитивного социального статуса среди сверстников.

IV. Значение игры для возникновения учебной мотивации В старшем дошкольном возрасте, особенно от 6 до 7 Лет, игры с правилами являются предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становится основным содержанием игры. Таким образом подготавливается почва для изменения мотивации с игровой на учебную, стимулирующую ребенка в роли ученика к постоянному выполнению действий по разнообразным правилам. Как доказывают исследования психологов (Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского), если ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большой долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу у него отсутствует учебная мотивация и, как следствие, психологическая готовность к школе.

В игре, как ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются все аспекты психики ребенка и, конечно же, интеллект. Игра способствует развитию символической функции и процессов обобщения, в игре появляется внутренний план действия (Д.Б. Эльконин).

Безусловно, интеллект ребенка развивается не только в игре. Огромное значение имеет чтение художественной и познавательной литературы, общение со взрослыми, детское творчество.

Дети с хороши развитой литературной речью обладают более развитым интеллектом.

Из всего сказанного ясно: если ребенок на протяжении дошкольного детства много играл, имел полноценное общение со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли его занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится новообразование 7 лет, а именно учебная мотивация, являющаяся критерием готовности к обучению в школе.

Появление учебной мотивации свидетельствует о том, что игра выполнила свою роль в развитии ребенка, и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учения.

V. Почему игра уходит из жизни дошкольников?

При всей важности игры для детского развития она уходит из нашей жизни.

Раннее обучение детей в детских садах, а теперь в дошкольных гимназиях приводит к сокращению свободной игры в период от 5 до 7 лет. Недоразвитие игры именно в этот период, с точки зрения Д.Б. Эльконина, наносит ребенку непоправимый вред, поскольку в игре развиваются мышление, воображение, фантазия, мотивационная сфера и др.

Все меньше внимания сегодня уделяется обучению детей игре. Родителям Некогда играть с детьми, они слишком заняты на работе и дома. Бабушки и дедушки часто живут отдельно и видятся с внуками эпизодически, кроме того, многие из них также целый день заняты на работе. В детском саду воспитатели, часто работающие без няни, еле-еле успевают справиться с режимными требованиями и обязательными учебными занятиями. Им уже не до игры. Даже во время прогулки они редко организуют игру детей, а большей частью просто наблюдают за ними. Вот и получается, что игра попросту отмирает.

Сегодняшние старшие дети, сами уже не умея играть, не могут научить этому младших. В детских садах и во дворе малышам также нечему учиться у старших ребят, так как те фактически не играют, а бегают, катаются на роликовых коньках или упражняются на физкультурных снарядах.

Исчезли из жизни многие развивающие игры (мозаика, кубики, сюжетное лото, конструкторы и др.). Их вытеснили дорогие электронные игрушки (машины, луноходы), которые очень привлекательны на первых порах, но вскоре надоедают из-за невозможности многофункционального использования.

Оскудели и сюжеты ролевых игр дошкольников. Наблюдая за малышами в детском саду, можно заметить, что они в основном обучаются игре по нескольким стандартным сюжетам, для которых существуют шаблонные наборы игрушек (например, игра в больницу, парикмахерскую, магазин).

Итак, дети младшего возраста явно недоигрывают в игры, необходимые для их нормального психического развития. Из-за недостаточного внимания, уделяемого детям в семье, и из-за плохо организованной воспитательной работы в детском саду игра вытесняется из жизни ребенка и все больше заменяется компьютерными играми, сидением перед телевизором.

VI. Отрицательное влияние телевидения и компьютерных игр Подмена игры просмотром фильмов часто наблюдается у тех детей, которые

ничем особенно не заняты, но, будучи предоставлены сами себе, предпочитают проводить большую часть времени у телевизора или DVD. Но в «телевизионной игре» не работают воображение и фантазия ребенка, нет внутреннего плана действий, не развиваются символическая функция и мотивационная сфера, то есть отсутствует все то, что является специфическим порождением живой игры, где ребенок выступает в качестве активного субъекта. Подмена живых игр «телевизионными» приводит к снижению интеллектуальной активности и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной потребности. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду.

В этом смысле слушание сказок, рассказов, повестей гораздо ближе по своему развивающему эффекту к игре, поскольку ребенок должен сам представить, и вообразить описываемых персонажей и ситуации, то есть здесь присутствуют и фантазия, и образное мышление, и внутренний план действия. Но как игра не может заменить чтения книг, так и книги, а тем более фильмы не могут заменить игру.

Воздействие компьютерных игр на психику ребенка и вообще человека можно будет оценить только через некоторое время. Но ученые (психологи, врачи) сходятся во мнении, что стоит быть очень осторожными при их применении для детей до 9 лет.

Современные исследования в области мозга показывают, что компьютеры и другие медиастимуляторы потенциально вредны для мозга ребенка. Функции внимания, воображения, чтения и письма (вербальные навыки) развиваются медленнее (особенно у мальчиков), если молодой мозг механизируется слишком рано. Так как большая часть экранных раздражителей скорее пространственная, чем вербальная, получается, что левое полушарие ущемляется в развитии.

Воздействие компьютера очень вредно и для зрения, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста. И нормативы здесь довольно жесткие — не более 20 минут в день. Дошкольнику вообще не рекомендуют сидеть за компьютером. Страдают ведь не только глаза, но и психика, и осанка.

VII. Здоровая нравственная атмосфера в семье

Большое значение для начала обучения в школе имеет нормальная позитивная (как говорят психологи, адекватная) самооценка ребенка, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе.

В семьях, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, так как семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Следствие — общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием' семейных отношений, семейных конфликтов, отрицательно влияет и на учебную деятельность, и на отношения со сверстниками.

Выводы

Классный руководитель. Я надеюсь, что, прослушав информацию, просмотрев те отметки, которые вы сделали в своей анкете, вы сформулируете для себя нужные выводы. У вас еще есть время, вы сможете направить развитие ребенка в нужное русло.

Возможно, придется немного поменять образ жизни, найти для ребенка такую развивающую среду, где он сможет играть в те игры, которые полноценно развивают все психические функции.

Не забывайте о детском творчестве, интересном чтении, дружеском общении с ребенком.

Следите за здоровьем ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, спортивными играми.

Литература

Безруких М.М. Пора ли в школу? — М.: Вентана-Граф, 2003.

Безруких М.М. Ступеньки к школе. — М.: Дрофа, 2004.

Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в щколу. — М.: Академия, 1998.

Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. — М.: Педагогический поиск, 1998.

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998.

Брэдвей Л., Хил Б.А. Как подготовиться к школе. — М.: Юнвест, 1997.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический проект, 2000.

Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? — М.: Знание, 1994.

Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. — Ярославль, 1999.

Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — М., Рига, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: