Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существ ительными).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).
Осень — время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.
— Бабушка, — спрашивала Катя. — Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)
— А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя. — Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...)
— Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...)
— Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...)
— А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...)
Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полян
ке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники. Какой
компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)
|
|
С. Чешева
Игра «Лишняя ягода»
Цели: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и «садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём (начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква, черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.
Например:
Лишняя клубника, т. к. она — садовая ягода, а все остальные — лесные.
Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.
Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.
Игра «Составь схему»
Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги.
Например:
Осенний лес богат дарами.
На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.
Игра «Собери грибы»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].
Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.