Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что подростковый и юношеский возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного психолога.

Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в программе уделено особое внимание.

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель: развитие представлений старшеклассников о возможных способах толерантного взаимодействия в различных жизненных сферах.

Задачи:

1. Развитие позитивного отношения к себе, другим, миру.

2.Развитие способности к эмпатии, сопереживанию и сочувствию.

3.Поддержка потребности в самопознании как элемента толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».

4.Развитие умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении.

Принципы, лежащие в основе программы:

1. Принцип единства диагностики и реализации программы. Реализуется в двух аспектах: Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом). Реализация работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в работу.
2. Учет индивидуальных особенностей личности. Позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого. Работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
3. Деятельностный принцип. Определяет тактику проведения работы через активизацию деятельности каждого, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности.
4. Принцип динамичности восприятия. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала. Предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Адресат программы:

Учащиеся старших классов.

Условия проведения и организация работы:

Программа рассчитана на 10 занятий продолжительностью 2 часа. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Число участников не должно превышать 15 человек.

Помещение. Важно, чтобы для проведения данного тренинга была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере проведения тренинга она наполнялась бы «толерантной» атрибутикой (продуктами творчества детей) и позволяла бы подростку сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной предварительной подготовки.

Необходимы столы, стулья, доска, листы ватмана, бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, клей, скотч.

Программа состоит из четырёх проблемных блоков:

1. Понятие толерантности (занятия 1 – 2).

Цели:

· ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»;

· обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.

2. Толерантность по отношению к себе «Я и Я» (занятия 3 – 5).

Цели:

· развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

· развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков веления позитивного внутреннего диалога о самом себе;

· повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

3. «Я и другие» (занятия 5 - 6).

Цели:

· формирование позитивного отношения к своему народу;

· осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;

· развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

4. «Я и мир» (занятия 7 – 10).

Цели:

· обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

· развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

· обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: