Культура в понимании мыслителей античности

Культура как совокупность навыков, умений и результатов человеческой деятельности становится предметом осмысления уже в античном обществе. В древнегреческой философии существует два варианта объяснения возникновения феномена культуры. Так Протагор и его сторонники считают, что культура, как и все существующее на земле, обязана своим происхождением богам. С точки зрения других мыслителей, к которым принадлежит и Демокрит, творцом культуры является человек. Он создает культуру, подражая природе, для удовлетворения своих потребностей.

Античные мыслители различают природное и нравственное как два противостоящих друг другу начала и подчеркивают превосходство греков над дикими и невоспитанными варварами.

Гуманистическая (сделавшая человека мерой всех вещей) и демократическая (создавшая человека-гражданина и провозгласившая верховенство его разума и свободы) направленность греческой «пайдеи» (культуры) позволяет ей стать духовной ценностью в полном смысле слова, обеспечив европейской культуре возможность занять и сохранить ведущее место в мире на протяжении двух тысяч лет.

Значительный вклад в понимание культуры принадлежит и мыслителям Древнего Рима. Так, римский оратор Цицерон (106-43 гг. до н. э.), обращаясь к своим согражданам, учит их культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Только Рим с его гражданами и государством, по мнению Цицерона, может быть образцом культуры. Республиканское устройство не исключает различия интересов общества и индивида и, в то же время, позволяет примирять их. Ради высшей цели – процветания республики – и государство, и граждане должны идти на самоограничения. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах своих сограждан, – не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республике то, что она – государство культуры.

Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает более характерной для Греции, нежели для Рима. Культура для Цицерона – это идеальное единство личности и государства, составляющее отличительную особенность и непреходящую ценность римского общества. Понятая таким образом культура наиболее полно раскрывается в ораторском искусстве, где сферой и формой культуры становятся не только и не столько мечты, не просто и не только реальная повседневность, а то, что их связывает, – слово. Цицерон уверен, что именно в слове граждане и государство обретают свое живое, подвижное и внутренне расчлененное единство, а само слово становится необходимой формой идеальной республики.

Для Цицерона культура всегда связана не только с бытием общества, но и с самодеятельностью личности, она не может мыслиться как нечто от нее отчужденное и ей противопоставленное. Культура неизменно представляется ему «вочеловеченной».

По мнению древнеримского поэта Вергилия (70-19 гг. до н. э.), обживание мира, его «возделывание» (culture) есть главное дело людей, смысл и основа их существования; то, что отличает человека от животных. А освоение действительности и обживание мира состоит не только в труде, но и в свободной художественной игре. Только в сочетании этих двух сторон единой сущности достигается подлинное очеловечивание жизни и только в их единстве состоит культура. Главное назначение человека, по мнению Вергилия, заключается в устроении жизни и утверждении культуры. Для Вергилия культура состоит в очеловечивании мира.

Подобно Цицерону, он считает, что именно Римское государство является воплощением и оплотом культуры, поскольку именно здесь носители древних духовных традиций восточно-средиземноморской цивилизации сумели не только подчинить себе местные племена, но и затем слиться с ними. Духовность и традиции сами по себе еще не образуют культуру; они становятся ею лишь тогда, когда обретают корни в земле, труде и народе.

Для Вергилия главным в культуре является не только освоение действительности человеком как таковое, но и обретение культурой своей органической почвы, соединение древней духовной традиции с патриархальной простотой, греко-троянского элемента с италийским.

Также как и Цицерон, Вергилий рассматривает культуру как деятельное единство человека и действительности, которое сохраняет и для него свое значение высшей общественной и духовной ценности.

Свое логическое завершение древнеримское понимание культуры нашло в трудах историка Тацита (55-120).

Наиболее интересным в этом отношении является его трактат «Германия», описывающий общественную жизнь, быт, нравы и верования германцев, т.е. то общественное состояние, которое древние называют «варварством». Для Тацита понятия «варвар» и «германец» тождественны. Он выделяет две главные черты варварства: экономическую отсталость (бедность) германцев и отсутствие у них развитой государственности.

Противоположностью варварству является культура. За описанием варварства четко прослеживается представление Тацита о культуре. Если варварство наиболее последовательно и полно представлено германскими племенами, то столь же полным и последовательным воплощением культуры является противостоящий им Рим. В основе культуры, по мнению Тацита, лежат развитая государственность и материальное изобилие.

Все отношение Тацита к Германии и германцам не оставляет сомнений в том, что римская жизнь, порядки, государственность, цивилизация сохраняют для него значение нормы и ценности.

Центральным образом трактата является труд, который неотделим от муки, напряжения и упорства. Свобода германцев – это незнание вечной и мучительной борьбы с обстоятельствами за переустройство природы, за подчинение ее своей воле. В отличие от римлян, германцы «не состязаются с природой», не обживают и не очеловечивают ее. Римляне возделывают землю, германцы же ее насилуют. Культура предполагает деятельность, варварство же означает либо пассивное приятие всего существующего, либо отношение к нему как к военной добыче.

Анализируя культуру конкретного государства конкретной эпохи, Тацит в трактате «Германия», тем не менее, выводит некоторые общие черты, свойственные этому феномену как таковому. Во-первых, культура – часть истории и потому также вечна, как она; во-вторых, в каждую эпоху культура представляет собой систему противоречивых устремлений, идеалов и норм; в-третьих, окончание одной из таких систем является лишь переходом к следующей системе; в-четвертых, внутренней темой культуры всегда остаются отношения человека и общества; и, наконец, в-пятых, культура воплощена в людях, их взглядах, борьбе и творчестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: