Физиологические предпосылки психической деятельности

Непосредственно понятие «деятельность» в работах русской физиологической школы не встречается Речь может идти о действиях и субъекте поведения — деятеле.

И М. Сеченов выделил три фазы психического акта: начало, течение, конец. Начальная фаза психического акта — чувственное восприятие предметов, конечная фаза — действие в предметном мире. Предметом психологии является не только промежуточная фаза (сознание или бессознательное), но и весь психический акт в целом. Таким образом. И. М Сеченов не только включил предметный мир в предмет психологии, но обосновал положение о том, что целесообразное действие поступок завершает целостность психического акта (Сеченов, 1947; Леонтьев, 2001)

А. А Ухтомский рассматривал действия и познание как две взаимосвязанные стороны активности.

«Наши доминанты <…> стоят между нами и миром, между нашими мыслями и действиями <...>. Мы принимаем решения и действуем на основании того, как представляем действительное положение вещей, но действительное положение вещей представляется нам в прямой зависимости от того, как мы действуем!» (Ухтомский, 1996).

Главное в концепции доминанты, как утверждает А А. Леонтьев, лежит за пределами физиологии.

И. П. Павлов часто в скобках после введенного им понятия высшей нервной деятельности использовал термин «поведение» Косвенно деятельность присутствует в положении П К. Анохина об опережающем отражении действительности как приспособлении к будущим, еще не наступившим событиям и в его теории функциональной системы.

До П. К. Анохина в физиологии преобладала фиксация внимания исследователя на самом действии а не на его результатах что исключало анализ целе-ориентированного целостного единства физиологических механизмов поведения (Анохин, 1978) Теория функциональной системы, несомненно, способствовала разработке иерархически организованной теории деятельности.

Термин «деятельность» встречается в работах Н А. Бернштейна однако он употребляется как синоним поведения в отношении и человека, и животных.

«Основным принципом организации деятельности высших животных и человека, по Н. А. Бернштейну, является целесообразность. Любой акт произвольной деятельности направлен к достижению некоторой цели — предвидению будущего Эта цель и определяет выбор действия и способ учета условий, в которых оно осуществляется В ходе осуществления действия используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить достигнутый результат с «моделью будущего» и в случае необходимости вносить в действие какие-то изменения» (Леонтьев, 2001).

Таким образом, в русской физиологической школе нашли оформление представления о системном (комплексном, иерархически организованном) характере предмета психологии, а также идеи о взаимосвязи таких компонентов, как «деятельность», «действие», «цель», «мотивация», «условие».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: