Содержание программы

Западноевропейская литература 17 века в контексте эпохи. Своеобразие этого периода в истории мировой культуры. Концепция мира и человека в литературе 17 века. Основные литературные направления: барокко и классицизм (философская основа направлений, центральные эстетические категории и принципы, стиль и пр.). Место ренессансных тенденций в творчестве авторов 17 века. Литературные жанры эпохи. Национальное своеобразие различных европейских литератур (общая характеристика).

Испанская литература 17 века.

Избранные страницы испанской поэзии: место Гонгоры в литературе 17 века. Избранные страницы испанской прозы: место Кеведо и Грасиана в литературе 17 века.

Творчество драматургов Лопе де Вега и Педро Кальдерона в контексте «золотого века» испанской драмы»: ренессансный и барочный взгляд на мир и человека. Творческий путь Лопе де Вега. Особенности мировоззрения и художественного метода, эстетические взгляды драматурга. Основные произведения (историческая драма «Фуэнте Овехуна», комедии: «Учитель танцев», «Собака на сене» и др.). Творческий путь Кальдерона. Особенности мировоззрения и художественного метода драматурга. Отличие комедий Кальдерона от комедий Лопе де Вега («Дама-невидимка»). Философские драмы Кальдерона («Стойкий принц», «Жизнь есть сон» и др.).

Немецкая литература 17 века. Немецкая поэзия в контексте основных тенденций культуры Германии 17 века. Мартин Опиц – теоретик литературы и автор лирических произведений: классицистские, ренессансные и барочные тенденции в его творчестве. Пауль Флеминг: ренессансные и барочные мотивы его творчества. Место русской темы в поэзии Флеминга. Барочная поэзия Андреаса Грифиуса.

Гриммельсгаузен и его роман «Симплиций Симплициссимус» в контексте эпохи: проблематика и художественное своеобразие. Барочные мотивы в творчестве писателя.

Английская литература 17 века. Соотношение ренессансных, классицистских и барочных тенденций в английской литературе 17 века. Творчество Джона Донна в контексте английской культуры 17 века: основные мотивы творчества, своеобразие художественного метода, творческая эволюция. Проповедническая деятельность поэта. Место Бена Джонсона в английском театре 17 века.

Творческий путь Джона Мильтона. Поэмы Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай».

Литература периода Реставрации. Аллегорическое произведение Баньяна «Путь паломника». Театр Конгрива и Драйдена.

Французская литература 17 века. Классицизм как ведущее направление французской литературы 17 века. Буало и его «Поэтическое искусство». Этапы французского классицизма.

Классицистская трагедия.

Творчество Пьера Корнеля. Периоды «трёх манер»: творческая эволюция драматурга («Сид», «Гораций», «Родогуна», «Никомед», «Сурена» и др. произведения). Политическая проблематика драматургии Корнеля. Своеобразие героя и драматургического конфликта в трагедиях Корнеля.

Творческий путь Жана Расина: основные этапы творчества и эволюция художественного метода («Андромаха», «Британник», «Федра», «Гофолия» и др. произведения). Место темы любви и религиозной проблематики в творчестве Расина. Своеобразие героя и драматургического конфликта в трагедиях Расина.

Классицистская комедия.

Творческий путь Мольера. Своеобразие художественного метода Мольера: соотношение классицистских, ренессансных и реалистических тенденций в творчестве Мольера. Проблематика комедий Мольера («Смешные жеманницы», «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и др.).

Место афористической прозы во французском классицизме 17 века. Афоризм и фрагмент как литературные жанры. Проблематика афоризмов Ларошфуко. «Мысли» Паскаля в контексте французской классицистской литературы.

Творчество Лафонтена: Лафонтен – баснописец.

ХVIII век как особый этап в развитии мировой литературы. Просвещение как доминирующее, центральное явление эпохи. Основные идеи и принципы просветителей. Место художественной литературы в просветительском движении. Ведущие литературные направления эпохи: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, рококо (философская основа, эстетические категории, стиль и пр.). Литературные жанры. Национальное своеобразие европейских литератур 18 века.

Английская литература 18 века. Место философских идей Мандевиля и Шафтсбери в творческих исканиях английских просветителей. Педагогические труды Локка и проблемы воспитания человека в английском просветительском романе.

Творчество Дэниэля Дефо. Место журналистской деятельности в его писательской судьбе. Памфлеты Дефо. Роман «Робинзон Крузо»: концепция делового, разумного человека. Человек и общество в творчестве Дефо («Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» и другие романы писателя). Тенденции реализма и рококо в прозе Дефо.

Место Джонатана Свифта в английском и европейском Просвещении. Социально-политическая и философская проблематика свифтовской сатиры. Памфлеты писателя. «Путешествия Гулливера»: жанровое своеобразие произведения и его проблематика. Тема современного общества в «Путешествиях Гулливера».

Творческий путь Генри Филдинга. Сатирическая направленность первого этапа творчества Филдинга: драматургия, «История Джонатана Уайльда Великого». Комические эпопеи писателя. «История Тома Джонса, найдёныша»: проблемы добра и зла в романе, автор в поисках добродетельного героя. Филдинг – теоретик просветительского реализма.

Лоренс Стерн и сентиментализм. Новаторский характер прозы Стерна («Тристрам Шенди», «Сентиментальное путешествие»). Романы Стерна - путешествие в мир человеческой души. Чувствительный герой Стерна. Этическая позиция писателя.

Проблематика и художественное своеобразие романов Ричардсона, Смоллетта, Голдсмита.

Место театра в культурной жизни Англии 18 века. Драматургия Шеридана.

Избранные страницы английской сентименталистской поэзии: Грей. Творчество шотландского поэта Роберта Бернса. Бернс и сентиментализм.

Французская литература 18 века. Многообразие философских и социальных проблем, разработанных французскими просветителями. Шарль Монтескье и его роман «Персидские письма». Монтескье как инициатор многих идей французского Просвещения.

Творческий путь Вольтера. Вольтер – историк, поэт, драматург, прозаик. Драматургия Вольтера («Магомет» и др. произведения) и классицизм. Поэма «Орлеанская девственница» и рококо. Художественное своеобразие философских повестей Вольтера. Место повести «Кандид» в прозе писателя: жанровые особенности и проблематика произведения.

Дени Дидро и его вклад в мировую культуру. Дидро как создатель научной энциклопедии. Дидро – автор эстетических трудов, теоретик и практик реализма. Роман «Монахиня» и просветительская концепция человека. «Племянник Рамо» как новаторское произведение. Место тенденций рококо в творчестве Дидро («Нескромные сокровища»).

Жан-Жак Руссо и руссоизм. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как произведение сентиментализма и как отражение нравственно-философской позиции писателя.

Творчество Бомарше. Многогранность личности Бомарше – драматурга, публициста, изобретателя, политического деятеля. Место «Мемуаров» в творчестве Бомарше. Драматургия Бомарше: ренессансные тенденции, черты рококо и просветительского реализма в его произведениях. «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»: художественное своеобразие и проблематика комедий.

Французские писатели о нравах века: произведения Прево, Лакло, Мариво, Лесажа и др. Маркиз де Сад – парадоксальная фигура эпохи.

Немецкая литература 18 века. Эстетические и философские концепции немецких просветителей и дискуссия о путях развития немецкой литературы. Место Готшеда, Винкельмана, Клопштока, Гердера в немецком Просвещении. Движение «бури и натиска»: сентименталистские и предромантические мотивы в произведениях штюрмеров.

Готхольд-Эфраим Лессинг и его роль в формировании национальной культуры. Своеобразие художественного метода Лессинга-драматурга. Драма Лессинга «Эмилия Галотти» в контексте эпохи. «Натан мудрый» как просветительское произведение.

Творческий путь Иоганна-Вольфганга Гёте. Многогранность таланта Гёте как поэта, драматурга, прозаика, учёного, государственного деятеля. Штюрмерский период в творчестве Гёте: сентименталистский роман «Страдания юного Вертера» и ранняя лирика. Период «веймарского классицизма». Баллада в творчестве поэта («Лесной царь» и др.). Место дилогии о Вильгельме Мейстере, «романа-воспитания», в творческом наследии писателя. «Фауст» – творение всей жизни Гёте. Художественное своеобразие и философская и нравственная проблематика трагедии. Диалектический характер мировоззрения ее автора.

Творчество Фридриха Шиллера. Шиллер – драматург, поэт, историк, автор эстетических трудов. Предромантические и сентименталистские тенденции в его творчестве. Штюрмерский период в творчестве писателя («Разбойники», «Коварство и любовь»). Концепция исторических событий и исторических личностей в драмах «Орлеанская дева», «Мария Стюарт» и др. Баллады Шиллера («Перчатка», «Кубок» и др.). Этическая позиция автора. Шиллер о воспитательной роли искусства, в частности - театра, в жизни человека и общества.

Итальянская литература 18 века. Театр Гольдони и Гоцци.

Американское Просвещение. Просветительская публицистика Джефферсона, Пейна, Франклина

4.3. Учебно-тематический план

  № п/п   Раздел дисциплины Семестр Недели семестра Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) Интерактивные формы работы Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации. Форма итоговой аттестации
лекции Практи ческие занятия
  Западноевропейская литература 17 века в контексте эпохи. Своеобразие этого периода в истории мировой культуры. Основные литературные направления.         Проблемные вопросы в конце лекции Тестирование на лекции
2. Испанская литература 17 века. Избранные страницы испанской поэзии и прозы. Творчество драматургов Лопе де Вега и Педро Кальдерона в контексте «золотого века» испанской драмы».   2, 3     Проблемные вопросы в конце лекции Подготовка к собеседованию Оценка работы на практическом занятии Собеседования по художественным произведениям во внеаудиторное время
3. Немецкая литература 17 века. Английская литература 17 века. Немецкая поэзия в контексте основных тенденций культуры Германии 17 века. Гриммельсгаузен и его роман «Симплиций Симплициссимус» в контексте эпохи. Творчество Джона Донна в контексте английской культуры 17 века. Место Бена Джонсона в английском театре 17 века. Творческий путь Джона Мильтона. Литература периода Реставрации. Аллегорическое произведение Баньяна «Путь паломника». Театр Конгрива и Драйдена.         Проблемные вопросы в конце лекции Подготовка к «поэтическому «круглому столу»   Письменное рассуждение об одном из поэтов Поэтический «круглый стол» (избранные страницы европейской поэзии 17 века)
  .Французская литература 17 века. Классицистская трагедия. Творчество Пьера Корнеля. Творческий путь Жана Расина. Классицистская комедия. Творческий путь Мольера. Своеобразие художественного метода Мольера. Место афористической прозы во французском классицизме 17 века. Творчество Лафонтена: Лафонтен – баснописец.   5, 6,       Блиц-тест Подготовка к дискуссии о театре Подготовка к контрольной работе Оценка работы на практическом занятии Тестирование на лекции Дискуссия о театре Итоговая контрольная работа по литературе 17 века
  18 век как особый этап в развитии мировой литературы. Просвещение как доминирующее, центральное явление эпохи. Ведущие литературные направления эпохи.         Проблемные вопросы в конце лекции Тестирование на лекции
  Английская литература 18 века. Творчество Дэниэля Дефо. Место Джонатана Свифта в английском и европейском Просвещении. Творческий путь Генри Филдинга. Лоренс Стерн и сентиментализм. Проблематика и художественное своеобразие романов Ричардсона, Смоллетта, Голдсмита. Драматургия Шеридана. Избранные страницы английской сентименталистской поэзии. Творчество шотландского поэта Роберта Бернса.   9, 10,     Подготовка к кооперативной работе на практическом занятии Тестирование на лекции Оценка работы на практическом занятии Собеседования по художественным произведениям во внеаудиторное время
  Французская литература 18 века. Творческий путь Вольтера. Дени Дидро и его вклад в мировую культуру. Жан-Жак Руссо и руссоизм. Творчество Бомарше. Французские писатели о нравах века: произведения Прево, Лакло, Мариво, Лесажа и др. Маркиз де Сад – парадоксальная фигура эпохи.   12, 13,     «Круглый стол» Оценка работы на практическом занятии Тестирование на лекции Собеседования по художественным произведениям во внеаудиторное время
  Немецкая литература 18 века. Место Готшеда, Винкельмана, Клопштока, Гердера в немецком Просвещении. Движение «бури и натиска». Готхольд-Эфраим Лессинг и его роль в формировании национальной культуры. Творческий путь Иоганна-Вольфганга Гёте. Творчество Фридриха Шиллера.   15, 16, 17,     Подготовка к собеседованию по прочитанным произведениям Подготовка к поэтическому «круглому столу» (избранные страницы поэзии 18 века) Оценка работы на практическом занятии на практических занятиях Собеседования Поэтический «круглый стол» «Интеллектуальная разминка»
  Итальянская литература 18 века.Театр Гольдони и Гоцци. Американское Просвещение.         Интерактивная лекция Итоговая контрольная работа
  Итого           Зачет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: