«Дон Жуан»
1. Является ли Дон Жуан однозначно отрицательным героем?
2. В каких случаях автор вкладывает в уста Дон Жуана собственные мысли и почему, как вы думаете, он это делает?
3. Есть ли в этой комедии четкая оппозиция положительных персонажей отрицательному герою?
4. И в «Тартюфе» и в «Дон Жуане» изобличается лицемерие? В чем отличие «тартюфства» от лицемерия Дон Жуана?
5. Кто в большей степени критикуется в комедии «Дон Жуан» - центральный герой или общество в целом?
6. Однозначен ли финал произведения?
Вопросы по обоим произведениям.
1. В чем проявляются классицистские черты драматургии Мольера?
(Обратите внимание на тип героя – на то, насколько он статичен и однозначен, на оппозицию положительных персонажей по отношению к отрицательным; на степень соблюдения драматургом правила «трех единств»; на гражданственный пафос комедий; на роль категории «разумное» в авторской концепции).
2. Каковы ренессансные свойства рассматриваемых комедий?
(Обратите внимание на то, какое место занимает в них тема любви, какую роль играют активные, инициативные персонажи, например, слуги).
|
|
3. В чем Мольер является предшественником реалистов 19 века?
(Обратите внимание на неоднозначность отдельных героев Мольера, на их социальную типичность, на степень взаимодействия героя с окружающим его обществом, а также на открытый характер финалов пьес).
4. В какой из рассматриваемых комедий Мольер в наибольшей степени отходит от норм, правил и принципов классицизма?
Литература:
Мольер. Тартюф. Дон Жуан.
История зарубежной литературы 17 века./ Под ред. Разумовской М.В. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2001.
Бояджиев Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. - М.: 1967.
Мультатули В. Мольер. Книга для учащихся. - М.: 1988.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3