Трагедии Гёте «фауст»

1. В чем заключается суть договора, заключенного между Богом и Мефистофелем? (Пролог на небе).

2. Что составляет своеобразие личности Фауста? Чем вызвана его душевная тоска и разочарование? В чем основное отличие Фауста от Вагнера? (Пролог на небе. Ночь. У ворот).

3. Кто такой Мефистофель? Каково его отношение к человеку и человечеству? Какой «эксперимент» он хочет провести с Фаустом? Однозначна ли роль Мефистофеля в произведении? Можно ли говорить о том, что Мефистофель является полным антиподом Фауста? Что в характере Фауста и в его настроении обусловливает его сближение с бесом? (Пролог на небе. Рабочая комната Фауста).

4. Почему Фауст заключает сделку с Мефистофелем и на каких условиях? Одинаково ли представление о сути этого договора у Фауста и Мефистофеля? (Рабочая комната Фауста).

5. Зачем Мефистофель приводит Фауста в погребок Ауэрбаха? (Погреб Ауэрбаха в Лейпциге).

6. Что представляет собой Маргарита? Каковы обычаи и традиции городка, в котором она живет? Выделяется ли она из своей среды? Отлична ли её вера в Бога от веры Фауста? Меняется ли Маргарита с течением времени? (Улица. Вечер. На прогулке. Дом соседки. Сад. Сад Марты. У колодца. На городском валу. Ночь. Улица перед домом Гретхен. Собор. Тюрьма.)

7. Что вы думаете об отношениях Маргариты и Фауста? Какое место занимала любовь в жизни обоих? Имеет ли Маргарита какое-либо отношение к образу женщины, увиденной Фаустом в зеркале «кухни ведьм»? (Кухня ведьм. Улица. Вечер. Улица [вторая сцена]. Сад. Лесная пещера. Сад Марты.)

8. Одержал ли Мефистофель победу над Фаустом в истории с Маргаритой? Оказался ли Фауст примитивным соблазнителем чистой девушки? Что пробудилось во влюбленном Фаусте - божественное или мефистофелевское начало? Виноват ли Фауст в гибели Маргариты? Что, по вашему мнению, привело к столь трагическому финалу? Почему Гёте дает своему герою возможность продолжить свой жизненный путь? (Лесная пещера. Сад Марты. Вальпургиева ночь. Пасмурный день, поле. Тюрьма. Красивая местность. [Последняя сцена - из 1-го акта 2-й части трагедии.])

9. Какую роль сыграла в жизни Фауста любовь? Какое место занимает образ Маргариты в трагедии Гёте? Почему, как вы думаете, поэт возвращается к нему в финале второй части? (См. перевод Б. Пастернака).

10. В первом и четвертом актах второй части трагедии Гёте знакомит нас с судьбой империи. Какое место занимают эти сцены в произведении? Как проявляется критическое отношение поэта к происходящему? Какую роль играют здесь Мефистофель и Фауст? (Следует учитывать, что во второй части трагедии Фауст более явно становится воплощением человечества и проживает «большой круг жизни». Империя – не просто отражение отношения Гёте к современному обществу, но фактор истории вообще).

11. Какое место занимает в произведении философия природы? Какова судьба Гомункула и в чем вы видите значение этого образа в контексте всей трагедии? Попытайтесь расшифровать символическое содержание путешествия Фауста по античному миру во втором акте.

12. Чем является для Фауста Елена в третьем акте второй части и каков символический смысл их союза? (Обратите внимание на то, в этом акте нашли отражение эстетические искания Гёте на этапе «веймарского классицизма»).

13. Меняется ли содержание взаимоотношений Фауста и Мефистофеля во второй части трагедии? Какие задачи ставит перед собой постаревший Фауст и какую роль играет в осуществлении этих замыслов Мефистофель? Может ли Фауст обойтись без своего спутника в своей деятельности? (сцена «Горная местность» четвертого акта, пятый акт). Какое место занимает в трагедии история Филемона и Бавкиды?

14. Каков итог исканий Фауста? Как вы думаете, почему Фауст произносит свой предсмертный монолог в состоянии ослепления? Достиг ли он того, к чему стремился? Как вы понимаете финальные сцены трагедии?

_______________________________________________________________________

Примечание: Вопросы, выделенные курсивом, факультативны

15. Какие из высказываний писателей, философов, литературоведов о «Фаусте» представляются лично вам справедливыми? С чем вы категорически не согласны? Обоснуйте свою точку зрения. (См. раздел «Приложение»).

_______________________________________________________________________

Литература:

Гете. Фауст (в пер. Н. Холодковского или Б.Пастернака)

Аникст А. «Фауст» Гете. - М.: 1979.

Волков И. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. - М.: 1970.

Жирмунский В. Очерки по истории немецкой классической литературы. – Л.:1972.

Кривина Т.М. Беседы о «Фаусте» Гете. (В помощь школьному учителю). - Орел: 2008.

Эккерман И.-П. Разговоры с Гете. - Пер. с нем. - М.: 1986.

\


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: