Упражнения для тренировки подвижности мышц языка

Предложите ребенку:

1. Выдвигать язык вперед — вернуть назад.

2. Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны («вкусное варенье»).

Следить за неподвижностью губ и нижней челюсти.

3. Губы сжать. Упираться кончиком языка поочередно в одну и другую щеки («твердый орешек»).

4. Оттягивать корень языка назад и выдвигать его вперед.

5. «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)

6. Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы («мостик»).

7. Суживать язык и постепенно его округлять («иголочка и лопатка»).

Следить при этом, чтобы язык не высовывался далеко и не подворачивалась нижняя губа. Далее нужно подключить следующие звуковые упражнения.

Предложите ребенку:

• положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ (ПЯ);

• быстро высунуть язык, затем энергично подтянуть его за зубы и произнести звукосочетание АС;

• тянуть звук М, поглаживая языком зубы;

• тянуть звук М, вытянув и загнув язык на верхнюю губу;

• произносить звукосочетания согласных, в артикуляции которых активное участие принимает язык (ГКР, КРТ, ДРТ или ТХ, ХТ, ДТ и т.д.).

Упражнения для тренировки подвижности
мышц мягкого неба

Для развития подвижности небной занавески можно использовать такие упражнения, как имитация покашливания, зевоты; глотание капель жидкости (воды, сока и т.д.), которые логопед должен медленно капать на корень языка ребенка пипеткой; для детей старше 3,5-4 лет — полоскание горла без звука и со звуком (во время полоскания тянуть звук Ы, запрокинув голову назад, при этом нижнюю челюсть не выдвигать).

Или можно проводить такие упражнения:

1. Губы ребенка сомкнуты, язык лежит плоско, кончик его находится у зубов. Не разжимая губ и производя дыхание через нос, ребенку нужно опустить нижнюю челюсть как можно ниже (при этом должно ощущаться напряжение мышц небной занавески и корня языка).

2. Рот ребенка приоткрыт, пальцами рук логопеду следует зафиксировать положение подбородка ребенка около средней части шеи. Ребенку нужно произносить звуки А, У, О, не меняя положения рта.

3. Ребенку нужно закрыть рот и с напряжением протянуть звукосочетания: ЗММ, ДММ, ГММ и т.д.

4. Ребенку нужно пытаться зевнуть с открытым ртом, а затем — с закрытым.

5. Ребенку нужно вдохнуть через нос, втягивая щеки (челюсть должна быть опущена, губы плотно сжаты), на выдохе (щеки втянуты) тянуть звук Ы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: