Глоссарий. Раздел 6. Лексический состав английского языка

Раздел 6. Лексический состав английского языка.

Раздел 5. Синтаксис.

Раздел 4. Морфология: Изменения в системе частей речи английского языка.

Раздел 3. Развитие фонетической системы английского языка.

Раздел 2. Исторические и культурные особенности развития английского языка.

Раздел 1. Исторические корни английского языка.

Тематика раздела:

1.1 Предмет, цели и задачи курса. Предмет Истории английского языка и введения в специальную филологию. Методы исторического изучения языка. Понятие лингвистического изменения, механизмы и причины изменений.

1.2 Германские языки. Место английского языка в генеалогической классификации. Происхождение германских языков. История германских племен и германских языков. Алфавиты, письменные памятники.

1.3 Лингвистические особенности древних германских языков. Фонетические особенности: ударение, система гласных, система согласных, прото-германский сдвиг согласных. Морфологические особенности древних германских языков. Словарный состав древних германских языков.

Контрольные вопросы к разделу 1.

1. Назовите предмет курса истории английского языка.

2. Какие методы используются в историческом изучении языков?

3. Дайте определение лингвистическим изменениям.

4. Назовите причины лингвистических изменений.

5. К какой группе древнегерманских языков принадлежал древнеанглийский язык?

6. Какие германские племена населяли территории современной Великобритании?

7. Расскажите о древнеанглийских диалектах.

8. Каковы особенности древнеанглийской письменности и алфавита?

9. Перечислите основные памятники древнеанглийского периода.

10. Каковы особенности чтения древнеанглийских текстов?

11. Расскажите об основных фонетических явлениях в области древнеанглийских гласных и согласных.

12. Каковы морфологические особенности древних германских языков?

13. Назовите особенности словарного состава древних германских языков.

14. Приведите примеры слов чисто германских языков, к каким семантическим группам они относятся?

15. Приведите примеры слов, заимствованных из других языков в Прото-Германский период.

Тематика раздела:

2.1 Хронологическое деление истории развития английского языка. Различные подходы к хронологическому делению английского языка.

2.2 Доисторическая Британия. Кельтские племена в Британии. Римское завоевание Британии.

2.3 Староанглийский период. Вторжение германских племен Англов, Саксов и Ютов и начало развития английского языка. Различные подходы к хронологическому делению. Культурная и лингвистическая ситуация в староанглийском периоде. Германские диалекты. Скандинавское вторжение в Британию.

2.4 Среднеанглийский период. Норманнское завоевание. Особенности лингвистической ситуации после Норманнского завоевания. Среднеанглийские диалекты. Развитие Лондонского диалекта. Становление английского языка как национального и литературного языка.

2.5 Новоанглийский период. Книгопечатание и распространение национального литературного языка. Нормализация языка. Распространение языка за пределы Англии. Развитие региональных и национальных вариантов английского языка.

Контрольные вопросы к разделу 2.

1. Назовите основные периоды истории английского языка.

2. Какие существуют подходы к хронологическому делению истории развития английского языка?

3. Какие народы населяли доисторическую Британию?

4. Когда в Британии появились Кельтские племена?

5. Какие ветви Кельтского языка сохранились и где представлены в современном мире?

6. Расскажите о Римском завоевании Британии.

7. Дайте характеристику староанглийскому периоду.

8. Расскажите о вторжении Англов, Саксов и Ютов в Британию.

9. Опишите культурную, социальную и лингвистическую ситуацию староанглийского периода.

10. Расскажите о скандинавском вторжении в Британию.

11. Каковы особенности среднеанглийских диалектов, перечислите основные памятники письменности.

12. Опишите исторические условия развития английского языка в XI–XV вв.

13. Расскажите о Норманнском завоевании. Особенности лингвистической ситуации после Норманнского завоевания.

14. Как развивался Лондонский диалект английского языка?

15. Расскажите о становлении и развитии аналитических тенденций в английском языке.

16. Каким образом проходило становление английского языка как национального и литературного языка?

17. Каковы были социальные и исторические условия возникновения и развития национального английского языка?

18. Расскажите об истории книгопечатания и распространении национального литературного языка.

19. Что подразумевается под выражением «нормализация языка»?

20. Как происходило распространение языка за пределы Англии. Расскажите о развитии региональных и национальных вариантов английского языка.

Тематика раздела:

3.1 Изменения в системе гласных. Ударение и его роль в изменениях гласных. Изменения ударных гласных в старом английском: независимые изменения монофтонгов и дифтонгов; ассимилятивные изменения: преломление, дифтонгизация, перегласовка на i, задняя перегласовка. Изменения ударных гласных в среднем английском: изменения староанглийских дифтонгов, рост новых дифтонгов в результате вокализации согласных, количественные изменения, качественные изменения. Изменения ударных гласных в новом английском: великий сдвиг гласных, рост долгих монофтонгов и дифтонгов в результате вокализации согласных, количественные изменения гласных, качественные изменения кратких гласных. Изменения безударных гласных в старом, среднем и новом английском.

3.2 Изменения в системе согласных. Особенности согласных в старом английском. Отвердение германских согласных. Щелевые согласные: оглушение и озвончение. Ротацизм. Удвоение согласных. Палатализация и расщепление велярных согласных. Свистящие согласные и аффрикаты в среднем и новом английском. Озвончение щелевых согласных и аффрикат в новом английском. Потеря согласных в старом, среднем и новом английском.

Контрольные вопросы к разделу 3.

1. Расскажите об особенностях ударения в староанглийский период.

2. Как изменялась позиция ударения в качестве средства словообразования? Приведите примеры.

3. Какие изменения происходили с ударными гласными в староанглийский период?

4. Расскажите об изменении ударных гласных в среднеанглийский период.

5. Дайте объяснения термину «перегласовка».

6. Дайте характеристику великому сдвигу гласных.

7. Что произошло в результате вокализации согласных звуков?

8. Как изменялись безударные гласные?

9. Что такое безударный вокализм?

10. Назовите особенности согласных звуков.

11. Дайте определения терминам «палатализация» и «расщепление», приведите примеры.

12. Как происходила потеря согласных в старом, среднем и новом английском?

Тематика раздела:

4.1 Имя существительное. Морфологические категории существительного в старом английском: падеж, число, род; склонения существительных. Изменения морфологических категорий в среднем и новом английском.

4.2 Имя прилагательное. Морфологические категории прилагательного в старом английском: согласование с существительным в падеже, числе и роде; степени сравнения; сильное и слабое склонение прилагательных. Изменения морфологических категорий в среднем и новом английском.

4.3 Местоимение. Классы местоимений и морфологические категории местоимений в старом английском. Образование новых классов местоимений и изменения морфологических категорий в среднем и новом английском.

4.4. Глагол. Классификация глаголов в старом английском: сильные глаголы, слабые глаголы, претерито-презентные глаголы, аномальные глаголы, глаголы с супплетивной парадигмой. Морфологические категории глаголов в старом английском. Развитие новых морфологических категорий и аналитических форм глагола в среднем английском и новом английском.

4.5 Неличные формы глагола. Происхождение неличных форм: инфинитив, причастие, герундий. Тенденции в их развитии и образование аналитических форм.

Контрольные вопросы к разделу 4.

1. Какими морфологическими категориями обладали имена существительные в староанглийском языке?

2. Какими морфологическими категориями обладали имена прилагательные в староанглийском языке?

3. Расскажите об изменениях в грамматических категориях системы имени (существительное, прилагательное, местоимение).

4. Расскажите о разнице в склонении существительного, прилагательного, местоимения.

5. Какие изменения происходили с морфологическими категориями в среднем и новом английском.

6. Назовите классы местоимений и морфологические категории местоимений в старом английском.

7. Расскажите о классификации глаголов в староанглийском языке.

8. Какими морфологическими категориями обладали глаголы в староанглийский период?

9. Как происходило развитие новых морфологических категорий и аналитических форм глагола в среднем английском и новом английском?

10. Как развивались неличные формы глагола?

11. Расскажите о тенденциях в развитии и образование аналитических форм неличных форм глагола.

12. Расскажите об истории модальных глаголов.

13. Почему некорректно применять термины «сильные» и «слабые» глаголы к современным правильным и неправильным глаголам английского языка?

14. Какая часть речи потеряла наибольшее число категорий?

15. Какая часть речи приобрела наибольшее число категорий?

Тематика раздела:

5.1 Порядок слов. Порядок слов в предложении и другие средства выражения синтаксической связи в старом английском. Возрастание роли порядка слов в среднем и новом английском (обзор).

5.2 Простое предложение. Изменения в системе простого предложения: безличное предложение, вопросительное предложение, восклицательное предложение, отрицательное предложение (обзор).

5.3 Сложное предложение. Изменения в системе сложносочиненного предложения. Изменения в системе сложноподчиненного предложения: союзы, порядок следования частей предложения, правило согласования времен (обзор).

Контрольные вопросы к разделу 5.

1. Какой порядок слов в предложении существовал в староанглийский период?

2. Перечислите средства выражения синтаксической связи в предложении в старом английском.

3. Какие изменения в синтаксической системе происходили в среднем и новом английском?

4. Кратко расскажите об изменениях в системе простого предложения: безличное предложение, вопросительное предложение, восклицательное предложение, отрицательное предложение.

5. Расскажите о средствах связи в сложном предложении

Тематика раздела:

6.1 Особенности словарного состава в старом английском языке. Структура словаря. Средства словообразования: аффиксация и словосложение.

6.2 Особенности словаря среднего и нового английского периодов. Рост заимствований в среднем и новом английском. Источники и причины заимствований. Изменения в системе средств словообразования. Рост новых средств словообразования: восстановление по аналогии, конверсия.

Контрольные вопросы к разделу 6.

1. Расскажите об особенностях словарного состава в старом английском языке.

2. Какие особенности наблюдались у структуры слова и в средствах словообразования в староанглийском языке?

3. Каким образом происходило пополнение словарного состава.

4. Расскажите о влиянии французского языка в области лексики в среднеанглийский период.

5. Как развивался лексический состав английского языка в новоанглийский период?

6. Расскажите об источниках и причинах заимствований.

7. Какие изменения в системе средств словообразования отмечались в среднеанглийский период?

8. Расскажите о росте новых средств словообразования в новоанглийский период: восстановление по аналогии, конверсия.

Раздел 7. Образование и развитие вариантов английского языка.

Тематика раздела:

7.1 Региональные варианты английского языка. Шотландский английский, ирландский английский, уэльский английский (обзор).

7.2 Национальные варианты английского языка. Английский язык США, Канады, Австралии и Новой Зеландии (обзор).

Контрольные вопросы к разделу 7.

1. Расскажите о региональных вариантах английского языка.

2. Кратко расскажите об особенностях шотландского английского, ирландского английского, уэльского английского.

3. Расскажите о национальных вариантах английского языка.

4. Каковы были исторические условия возникновения английского языка США, Канады, Австралии и Новой Зеландии?

5. Как происходила экспансия английского в страны Азии и Африки?

6. Что произошло с английским языком за пределами Великобритании в 20 веке?

Литература:

1. Аракин В. Д. История английского языка: Учеб. пособие. – 2-е изд. -М: ФИЗМАТЛИТ, 2003.

2. Аракин В. Д. Очерки по истории английского языка. М., Физматлит,2007.

3. Арсеньева М. Г. Введение в германскую филологию [Текст]: учеб. для филол. фак. ун-тов / М. Г. Арсеньева, С. П. Балашова, С. П. Берков, А. Н. Соловьева. – 2-е изд., испр. и доп.: ГИС, 2000

4. Расторгуева Т.А. История английского языка: Учебник/Т.А.Расторгуева.-2-е изд., стер.-М.:ООО» Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.-На англ.яз.

5. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка: учебник, хрестоматия, словарь. – СПб.: Авалонъ: Азбука, 2010.

6. Иванова И. П. Практикум по истории английского языка / И. П. Иванова, Л. П. Чахоян, Т. М. Беляева. – СПб.: Авалон, 2005.

7. Резник И. В., Резник Р. В., Сорокина Т. С., Сорокина Т. А. A History of the English Language = История английского языка. – М., 2003 (на англ. яз.)

8. Смирницкий А.И. Лекции по истории английского языка. - М., 2001.

9. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка. - М., 2001.

10. Hogg R. An introduction to Old English. –Edinburgh University Press. 2003

11. Horobin S., Smith J. An introduction to Middle English. –Edinburgh University Press. 2002

12. Mugglestone L. The Oxford History of the English Language. - Oxford University Press. 2006

13. Studying the history of English www.uni-due.de/SHE/index.html

14. https://wn.com/History_of_the_English_language

15. www.danshort.com/ie/timeline.htm

16. www.englishclub.com/english-language-history.html

Ablaut (vowel gradation) – an alternation of vowels in one and the same root or suffix – чередование гласных

Affix – a morpheme used in word-building and changing the meaning of the word – аффикс

Allophone – аллофон (вариант фонемы) – Разновидность, конкретная манифестация фонемы – О.С.Ахманова Словарь лингвистических терминов, М, 1969.

Analytical languages – those languages, in which grammatical relations between words in a sentence are expressed by auxiliary words, word order, and intonation – аналитические языки

Agreement – the type of syntactical connection in which the subordinate word takes a form similar to that of the word to which it is subordinate (e.g. agreement in number, gender and case) – согласование

Anomalous verbs – the verbs whose principal forms do not correspond to those of the strong, weak or preterit-present verbs – неправильные, аномальные глаголы

Assimilative change – a change, which happens under the influence of the consonantal environment (succeeding or preceding consonants) – ассимилятивное изменение

Breaking (fructure) – a change, in which a diphthong develops from a monophthong under the influence of the succeeding consonant – преломление

Back-formation – away of word-building based on analogy in which a simple verb is formed from a noun coinciding in form with a derivative – восстановление по аналогии

Category – see Morphologic category

Combinative change – see: Dependent change

Contraction – a change of a diphthong into a monophthong – стяжение

Conversion – a way of word-building in which the word changes its paradigm without changing its initial form; a new word belongs to a different part of speech – конверсия

Declension, strong declension, weak declension – Склонение – Парадигма словоизменения существительных и других субстантивных слов по падежам, обычно характеризующаяся теми или другими специфическими флективными свойствами слов данного типа; Склонение сильное – Местоименное (неопределенное) склонение прилагательных и склонение существительных с основой на гласную в германских языках; Склонение слабое – Разновидность склонения существительных с основой на согласную и именное склонение прилагательных в германских языках. – О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов, М, 1969

Dependent (positional, combinative) change – a change which takes place under certain phonetic conditions – обусловленное (позиционное) изменение

Derivation – the way of word-building by means of adding affixes (suffixes and prefixes) to the word stem – словообразование

Diachronic study – the study of the historic development of separate linguistic phenomena and of the whole system of the language – диахроническое изучение

Diacritic – a sign showing that a letter should be pronounced differently – диакритический знак

Diphthongisation – a change, in which a diphthong develops from a monophthong under the influence of the preceding consonant – дифтонгизация

Doubling – see: Gemination

Dual number – Двойственное число – Категориальная форма числа, выделяющая два предмета как по отношению к единичному, так и к раздельно-множественным предметам, недифференцированно представляемым как «больше чем один», «несколько», «много». – О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов, М, 1969

External – something existing beyond a language – внешний, экстралингвистический

Extralinguistic – see: external

Fronting / Palatalization of vowels – изменение места артикуляции гласного звука: по горизонтально гласная становится более передней, по вертикали она произносится при большим подъеме языка.

Fructure – see: Breaking

Gemination (doubling) – lengthening of consonants after a short vowel before [j] – удвоение согласных

Government – the type of syntactical connection in which the head word requires the use of a certain form of the subordinate word, but this form does not coincide with the form of the head word – управление

Gradation, vowel – see: Ablaut

Grammatical ending – Морфема, стоящая на конце слова и служащая для выражения морфо-синтаксических отношений – О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов, М, 1969

Great Vowel Shift – see: Shift

Hardening – a consonant change in which a fricative transforms into a plosive – отвердение

Independent (spontaneous, regular) change – a change taking place irrespective of phonetic condition – независимое, самостоятельное (спонтанное) изменение

Internal - belonging to a language – внутриязыковой

Irregular verbs – see: Anomalous verbs

Loan words – words that enter the language vocabulary as a result of borrowing – заимствованные слова

Metathesis – Метатеза (перестановка, пермутация, транспозиция) – Взаимное перемещение звуков или слогов в составе слова на ассимилятивной или диссимилятивной основе – О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов, М, 1969

Morphologic category – Common features of words belonging to a certain part of speech – морфологическая категория

Merger, merging – a change in which two or more units are replaced by one – слияние

Mutation – is a change of one vowel into another under the influence of a vowel in the succeeding syllable. See: Palatal mutation, Velar mutation – перегласовка

Oblique case – Косвенный падеж – Общее название для всех категориальных форм падежа кроме именительного, объединяемых значением предметности, поставленной в какое-либо отношение к чему-то другому в речи, т.е. значением несамостоятельной предметности, противопоставляемой значению самостоятельной (безотносительной) предметности, характеризующей именительный падеж. – Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М, 1969

Opposition – a correlation of forms or units that possess both common and differential features. Common features serve as the basis of contrast, while differential features express the meaning – Оппозиция – “различие двух (или более) однородных единиц языка, способных выполнять семиологическую функцию, т.е. быть семиологически релевантным – оппозиция” - Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов - М, 1969; (see also: semiologically relevant)

Palatal mutation – a change, in which vowels are fronted and raised through the influence of [i] or [j] in the succeeding syllable – перегласовка на i

Parataxis – the type of syntactical connection in which the head word and the subordinate word are connected by position – примыкание

Penultimate – Предпоследний слог, выделяемый как особая позиция в отношении ударения и других фонетических процессов

Phonemic – фонемический, фонологический – прилагательное к «фонология» - (словоразличительный)

(Фонология – Раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек(звуковой стороны выражения) слов и морфем, исследующий семиологическую релевантность и функциональные свойства звуков, звукосочетаний и просодических средств. О.С.Ахманова Словарь лингвистических терминов, М, 1969.)

Positional change – see: Dependent change

Prefix – приставочная морфема – О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов, М, 1969

Preterite-Present verbs – the verbs whose present tense forms corre­spond in formation to the past forms of the strong verbs — претерито-презентные глаголы

Productive – продуктивный Пригодный для образования новых слов и форм, понятных говорящим на данном языке – Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М, 1969

Proto-Germanic, Common or Primitive Germanic, Proto-Teutonic – the ancient common Germanic language from which all the Germanic languages originated – Прото-германский язык

Proto-Germanic Consonant – regular changes of Indo-European consonants in the Germanic languages – первый перебой согласных, первое передвижение согласных

Qualitative change – a change in which a sound acquires features of another phoneme – качественные изменения

Quantitative change – a change of the length of a sound – изменение долготы

Regular changes – see: Independent change

Rhotacism – a change, in which [r] replaces [z] – ротацизм

Shift, Great Vowel – the independent change of long vowels in late ME and early NE – сдвиг гласных

Semiologically relevant – семиологически релевантный: служащий для различения единиц семантического уровня (морфем, слов и т.п.), дифференцирующий единицы семантического уровня в плане выражения. – Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов - М, 1969

Split, splitting – a change in which one unit is replaced by two or more distinct units – расщепление

Sound interchange – Чередование звуков, альтернация – Факт различия звуков, занимающих одно и то же место в звуковой оболочке одной и той же морфемы в разных случаях ее употребления – О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов, М, 1969

Spontaneous change – sec: Independent change

Strong verbs – the verbs whose principal forms were formed by means of vowel gradation and suffixes – сильные глаголы

Suppletion – Suppletive formation – the way of form-building in which the forms of one and the same word have different roots or stems – супплетивное словообразование

Synchronic study – the study of a language at a definite stage of its development as a system of lexical, grammatical and phonetic elements – синхроническое изучение

Synthetic form – Синтетическая форма характеризуется цельнооформленностью – основа и аффиксальные элементы соединены в цельнооформленную (неделимую) словоформу

Synthetic languages – languages in which grammatical relations be­tween words in a sentence are expressed within a word, by means of affixes, stress, that is by means of word forms – синтетические языки

Ultimate – конечный (слог)

Velar mutation – a change of the transition of a root vowel into a diphthong through the influence of a back vowel in the succeeding syllable – задняя (велярная) перегласовка

Vocalization – change of a consonant into a vowel - вокализация

Weak verbs – the verbs whose principal forms were formed by means of the dental suffix -d- or -t- - слабые глаголы

Word-composition – combining two or more root morphemes to build a new word - словосложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: