ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пояснительная записка
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях:
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
|
|
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
По программе
занятия по рисованию – 2 раза в неделю;
занятия по лепке – 1 раз в две недели;
занятия аппликацией – 1 раз в две недели.
К концу года дети должны *:
Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знать особенности изобразительных материалов.
В рисовании
Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
В лепке
Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
|
|
В аппликации
Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.
Развернутое комплексно-тематическое планирование
организованной образовательной деятельности
(содержание психолого-педагогической работы)
Вид деятельности | Тема и цели занятия | Реализуемые образовательные области | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
Сентябрь | |||||
Целевые ориентиры образования: проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев, рисовать различные деревья, кусты, цветы, располагать изображения на листе, вырезать предметы и их части круглой и овальной формы, разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов, аккуратно наклеивать изображение; выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы | |||||
Лепка | Грибы | Вылепи любые овощи и фрукты по желанию для игры в магазин | Социально-коммуникативное развитие: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду и формировать представление | ||
Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубление, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки | Закреплять умение передавать в лепке форму разных овощей. Учить: – сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами, находить сходство и различия; – передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания |
Продолжение табл.
Рисо- вание | 1. Картинка про лето. 2. Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду | 1. Знакомство с акварелью. 2. Чебурашка | 1. Космея. 2. Что ты больше всего любишь рисовать | 1. Укрась платочек ромашками. 2. Осенний лес (степь) | о соблюдении техники безопасности; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам; развивать желание помогать друг другу; воспитывать культуру трудовой деятельности. Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.); учить строить высказывания, решать спорные вопросы и конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). Познавательное развитие: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в простран- |
1. Учить: – отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы; – оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. Закреплять умение располагать изображения на по-лосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. Развивать: – образное восприятие, образные представления; – творческую активность. | 1. Познакомить с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т. д. Учить способам работы акварелью. 2. Учить создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности; – рисовать контур простым каран- дашом. | 1. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. 2. Учить: – задумывать содержание своего рисунка; – вспоминать необ- ходимые способы изображения; – анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. | 1. Учить: – составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; – использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки); – рисовать красками. Развивать эстетическое вос- приятие, чувство симметрии, чувство композиции. 2. Учить: – отражать в рисунке осенние впечатления; – рисовать разнообразные деревья; – по-разному изображать деревья, траву, листья. |
Продолжение табл.
|
|
Рисо- вание | 2. Учить: – создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; – изображать большое количество «золотых» яблок; – располагать изображения на листе. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции | Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение | Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество | Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам | стве), группировать объекты по нескольким признакам; продолжать знакомить с цветами спектра; формировать умение различать цвета, обследовать предметы разной формы; показать особенности расположения цветовых тонов в спектре; дать представление о геометрических фигурах, о том, как из одной геометрической формы сделать другую. Речевое развитие: формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления; приобщать к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса |
Аппликация | На лесной полянке выросли грибы | Огурцы и помидоры лежат на тарелке | |||
Развивать образные представления. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. | Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. |
Продолжение табл.
|
|
Аппликация | Упражнять в закруглении углов у прямо- угольника, треугольника. Учить: – вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию; – разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов | Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение | |||
Октябрь | |||||
Целевые ориентиры образования: проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может лепить предметы или их части, использовать приемы лепки (раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание); умеет строить композицию рисунка, закрашивать рисунки карандашами, делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов; выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы | |||||
Лепка | Красивые птички | Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено | Социально-коммуникативное развитие: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; формировать потребность вести себя в соответствии с общепри- нятыми нормами; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его | ||
Развивать эстетическое восприятие. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, при- щипывание. Развивать творчество | Учить: – создавать в лепке сказочный образ; – лепить форму медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу; – подводить к выразительному изображению персонажа сказки. Развивать воображение |
Продолжение табл.
Рисо- вание | 1. Идет дождь. 2. Знакомство с городецкой росписью | 1. Веселые игрушки. 2. Городецкая роспись | 1. Дымковская слобода (деревня). 2. Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчелы» | 1. Девочка в нарядном платье. 2. Здравствуй, это я! | результатам; развивать желание помогать друг другу; воспитывать культуру трудовой деятельности; знакомить с трудом людей творческих профессий: художника, мастера народного декоративно-прикладного искусства, показывать результаты их труда; подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого). Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрос- лого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.); учить строить высказывания, решать спорные вопросы и конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). |
1. Учить: – образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; – пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Закреплять умение строить композицию рисунка. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами. 2. Познакомить с городецкой росписью. | 1. Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой. Учить: – выделять выразительные средства этого вида народных игрушек; – выбирать материал для рисования по своему желанию. Воспитывать интерес и любовь к народному твор- честву. | 1. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять: – знания о дымковских игрушках, дым- ковской росписи; – эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы. 2. Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. | Учить: – рисовать фигуру человека; – передавать форму одежды, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах; – рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные |
Продолжение табл.
Рисо- вание | Учить: – выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки; – рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного | Развивать фантазию. 2. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета | Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Упражнять в разнообразных приемах рисования, в использовании различных материалов | результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения | Познавательное развитие: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), группировать объекты по нескольким признакам; продолжать знакомить с цветами спектра; формировать умение различать цвета, обследовать предметы разной формы; показать особенности расположения цветовых тонов в спектре; дать представление о геометрических фигурах, о том, как из одной геометрической формы сделать другую |
Аппликация | Блюдо с фруктами и ягодами | Наш любимый мишка и его друзья | |||
Продолжать отрабатывать приемы вырезания предметов круглой и овальной формы. Учить делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции | Учить создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции |
Продолжение табл.
Ноябрь | |||||
Целевые ориентиры образования: проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может создавать изображение по мотивам дымковских игрушек, лепить фигуру из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания; умеет рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности, рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию, разрезать полоску на одинаковые прямоугольники, срезать углы, вырезать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями; выражает положительные эмоции, создавая свои поделки и рисунки | |||||
Лепка | Олешек | Вылепи свою любимую игрушку | Социально-коммуникативное развитие: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; формировать потребность вести себя в соответствии с общепри- нятыми нормами; закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском саду, формировать представление о соблюдении техники безопасности; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам; развивать желание помогать друг другу; воспитывать культуру трудовой деятельности; знакомить с трудом людей | ||
Учить: – создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; – лепить фигуру из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое чувство. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству | Учить создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их | ||||
Рисо- вание | 1. Создание дидактической игры «Что нам осень принесла». 2. Моя любимая сказка | 1. Автобус, украшенный флажками, едет по улице. 2. Грузовая машина | 1. Сказочные домики. 2. Роспись олешка | 1. Закладка для книги (городецкий цветок). 2. Рисование по замыслу | |
1. Закреплять образные представления о дарах осени. | 1. Учить: – изображать отдельные виды транспорта: | 1. Учить создавать образ сказочного дома; передавать | 1. Продолжать обогащать представ-ление о народном |
Продолжение табл.
Рисо- вание | Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить создавать дидактическую игру. Развивать стремление создавать предметы для игр. 2. Учить передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки. Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки | передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение; – красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно; – закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета. Закреплять умение рисовать карандашами. Развивать умение оценивать рисунки. 2. Учить: – изображать предметы, состоящие из не-скольких частей пря- моугольной и круглой формы; – передавать форму каждой части, ее характерные особен-ности, правильно | в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стрем- ление дополнять изображения. 2. Учить: – расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров; – выделять основные элементы узора, их расположение. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять приемы рисования красками. | искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. 2. Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умения рассматривать свои работы, выделять | творческих профессий: художника, мастера народного декоративно-прикладного искусства, показывать результаты их труда; подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого). Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрос- лого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.); учить строить высказывания, решать спорные вопросы и конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). Физическое развитие: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. |
Продолжение табл.
Рисо- вание | располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов | Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их | интересные по замыслу изображения, оценивать работы | Познавательное развитие: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), группировать объекты по нескольким признакам; продолжать знакомить с цветами спектра; формировать умение различать цвета, обследовать предметы разной формы; показать особенности расположения цветовых тонов в спектре; дать представление о геометрических фигурах, о том, как из одной геометрической формы сделать другую. Речевое развитие: формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления; приобщать к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса | |
Аппликация | Троллейбус | Дома на нашей улице | Машины едут по улице | ||
Учить передавать характерные особенности формы трол- лейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники, срезать углы, вырезать колеса из квад- ратов, дополнять изображение характерными деталями (штангами) | Учить передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять пред- ставления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. | Учить передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять: – разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания; – умение создавать коллективную композицию. Развивать образное мышление, вообра- жение. Формировать умение оценивать созданные изображения |
Продолжение табл.
Воспитывать: – навыки коллективной работы; – удовольствие и радость от созданной картины | |||||
Декабрь | |||||
Целевые ориентиры образования: проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может создавать в лепке образ животного, рисовать дома, зимнюю природу, рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками, выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит, вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску, делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение; выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы | |||||
Лепка | Котенок | Девочка в зимней шубке | Социально-коммуникативное развитие: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами; знакомить с трудом людей творческих профессий: художника, мастера народного декоративно-прикладного искусства; пока- зывать результаты их труда; | ||
Учить: – создавать в лепке образ животного; – передавать в лепке позу котенка. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения | Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления | ||||
Рисо- вание | 1. Зима. 2. Рисование по замыслу | 1. Большие и маленькие ели. 2. Снежинка | 1. Птицы синие и красные. 2. Наша нарядная елка | 1. Городецкая роспись деревянной доски. |
Продолжение табл.
Рисо- вание | 2. Усатый-поло- сатый | подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого); закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду; формировать представление о соблюдении техники безопасности; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам; развивать желание помогать друг другу; воспитывать культуру трудовой деятельности. Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрос- лого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.); учить строить высказывания, решать спорные вопросы | |||
1. Учить: – передавать в рисунке картину зимы в поле, лесу, поселке; – рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество. 2. Учить самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. | 1. Учить: – располагать изображения на широкой полосе; – передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение. Развивать эстетические чувства, образные представления. 2. Учить: – рисовать узор на бумаге в форме розетки; – располагать в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. | 1. Учить передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления. 2. Учить: – передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавая образ нарядной елки; – смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цвета. | 1. Учить: – расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи; – выделять декора- тивные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции. 2. Учить: – передавать в рисунке образ котенка; – видеть разнообразие изображений, выразительность образа. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками. |
Продолжение табл.
Рисо- вание | Развивать умение выделять интересные рисунки, объясняя свой выбор | Воспитывать самостоятельность. Развивать образные представления, воображение | Развивать образное восприятие, эстетические чувства, образные представ- ления | Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения | и улаживать с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). Познавательное развитие: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), группировать объекты по нескольким признакам; продолжать знакомить с цветами спектра; формировать умение различать цвета, обследовать предметы разной формы; показать особенности расположения цветовых тонов в спектре; дать представление о геометрических фигурах, о том, как из одной геометрической формы сделать другую |
Аппликация | Большой и маленький бокальчики | Новогодняя поздравительная открытка | |||
Учить вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями | Учить делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение |
Продолжение табл.
Январь | |||||
Целевые ориентиры образования: проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может изображать фигуру человека (форму, расположение и величину частей), рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием, передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности, вырезать части овальной формы, на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображения на большой лист; выражает положительные эмоции, создавая поделки и рисунки | |||||
Лепка | Снегурочка | Зайчик | Наши гости на новогоднем празднике | Социально-коммуникативное развитие: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; формировать потребность вести себя в соответствии с общепри- нятыми нормами; закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском саду; формировать представление о соблюдении техники безопасности; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам; развивать желание помогать друг другу; воспитывать культуру трудовой деятельности; знакомить с трудом людей | |
Учить: – передавать в лепке образ Снегурочки; – оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и ве-личину частей. Упражнять в приемах лепки. Воспитывать стремление дово- дить начатое дело до конца | Закреплять умение лепить живот- ных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность | Учить: – передавать в лепке впечатления от празд- ника; – передавать в лепке образы гостей на новогоднем празднике. Закреплять умение лепить людей и разнообразных животных. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Развивать: – память, воображение; – умение рассматривать созданные фигурки |
Продолжение табл.
Рисо- вание | 1. Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике. 2. Как мы играли в подвижную игру «Охотники и зайцы» | Дети гуляют зимой на участке | 1. Городецкая роспись. 2. Нарисуй своих любимых животных | Машины нашего города (села) | творческих профессий: художника, мастера народного декоративно-прикладного искусства, показывать результаты их труда; подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого). Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрос- лого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.); учить строить высказывания, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). Физическое развитие: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. |
1. Учить: – отражать впечатления от новогоднего праздника; – рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержа- нием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. Учить распола- гать изображения на листе. Развивать воображение, творчество. | 1. Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами. 2. Продолжать: – развивать представления детей о горо- децкой росписи; – формировать умение создавать узор | 1. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками. 2. Продолжать развивать: – детское изобрази- тельное творчество; – представление о выразительных возможностях выбранного материала. | Учить изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами |
Продолжение табл.
Рисо- вание | 2. Развивать: – образные представления детей; – художественное творчество. Закреплять умение создавать в рисунке выразительные образы игры. Упражнять в рисовании разными, самостоятельно выбранными материалами | по ее мотивам, используя составляющие ее элементы и колорит. Закреплять: – приемы рисования кистью и красками; – умение составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами | Учить: – выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию; – рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей. Закреплять технические навыки и умения в рисовании | Познавательное развитие: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), группировать объекты по нескольким признакам; продолжать знакомить с цветами спектра; формировать умение различать цвета, обследовать предметы разной формы; показать особенности расположения цветовых тонов в спектре; дать представление о геометрических фигурах, о том, как из одной геометрической формы сделать другую. Речевое развитие: формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления; приобщать к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса | |
Аппликация | Петрушка на елке | Красивые рыбки в аквариуме | |||
Учить создавать изображение из бумаги. Закреплять умение: – вырезать части овальной формы; – вырезать на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Упражнять в вырезании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета, композиции | Развивать: – цветовое восприятие; – чувство композиции; – умение рассматривать и оценивать созданные изображения. Упражнять в подборе разных оттенков цвета. Закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания |
Продолжение табл.
Февраль | |||||
Целевые ориентиры образования: проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может использовать линии разной интенсивности как средство выразительности, рисовать волнистыми линиями, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением; умеет использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более темных частей изображения, вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое, красиво располагать изображение на листе; выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы, созданные изображения | |||||
Лепка | Щенок | Лепка по замыслу | Социально-коммуникативное развитие: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; формировать потребность вести себя в соответствии с общепри- нятыми нормами; закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском саду формировать представление о соблюдении техники безопасности; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам; развивать желание помогать друг другу; воспитывать куль- туру трудовой деятельности; знакомить с трудом людей ворческих профессий: художника, | ||
Учить изображать собак, щенят, передавая их характерные особенности. Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления | Развивать умение самостоятельно заду- мывать содержание работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами | ||||
Рисо- вание | 1. Красивое развесистое дерево зимой. 2. Золотая хохлома | 1. По мотивам хохломской росписи. 2. Пограничник с собакой | 1. Солдат на посту. 2. Домики трех поросят | 1. Деревья в инее. 2. Нарисуй, что интересное произошло в детском саду | |
1. Учить: – создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение; – использовать линии разной интен- | 1. Учить рисовать волнистыми линиями короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких | 1. Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение располагать | 1. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы. |
Продолжение табл.
сивности как средство выразительности. Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более темных частей изображения. Развивать эстетическое восприятие. 2. Продолжать знакомить с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить: – выделять композицию узора; – называть его элементы; – выделять их рит- мичное располо- жение; – определять колорит хохломы. | плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать: – чувство цвета, ритма, композиции; – умение передавать колорит хохломской росписи. 2. Упражнять в изображении чело- века и животного, в передаче характерных особенностей, относительной величины фигуры и ее частей. Учить располагать изображение на листе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами | изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии. 2. Учить: – рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства, разные способы рисования линий, закрашивания рисунка; – рисовать сангиной. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Развивать эстетическое восприятие, | Упражнять в рисовании сангиной, гуашью. Вызывать эстетические чувства. 2. Учить задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения. Развивать: – фантазию, творческую активность; – умение замечать интересные темы, выделять их и высказывать свои суждения о них. Закреплять технические умения и навыки рисования разными мате- риалами | мастера народного декоратив-но-прикладного искусства, показывать результаты их труда;подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого). Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.); учить строить высказывания, решать спорные вопросы и конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). Физическое развитие: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. |
Продолжение табл.
Упражнять в разнообразных приемах работы кистью. Развивать умение любоваться хохломскими изде- лиями и созданными узорами | образные представления, воображение, умение самостоя- тельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки | Познавательное развитие: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), группировать объекты по нескольким признакам; продолжать знакомить с цветами спектра; формировать умение различать цвета, обследовать предметы разной формы; показать особенности расположения цветовых тонов в спектре; дать представление о геометрических фигурах, о том, как из одной геометрической формы сделать другую. Речевое развитие: формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления; приобщать к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса | |||
Аппликация | Матрос с сигнальными флажками | Пароход | |||
Упражнять в изображении человека; в вырезании частей костюма, рук, ног, головы. Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое, красиво располагать изображение на листе | Учить создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы. Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение |
Продолжение табл.
Март | |||||
Целевые ориентиры образования: проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики, вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы, созданные изображения | |||||
Лепка | Кувшинчик | Птицы на кормушке (воробьи и голуби или вороны и грачи) | |||
Учить: – создавать изображение посуды из целого куска глины ленточным способом; – сглаживать поверхность изделия пальцами. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме | Развивать: – восприятие, умение выделять разнообразные свойства птиц, сравнивать птиц; – умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. Учить: – лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; – правильное положение головы, крыльев, хвоста | Социально-коммуникативное развитие: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; формировать потребность вести себя в соответствии с общепри- нятыми нормами; развивать желание помогать друг другу; воспитывать культуру трудовой деятельности; знакомить с трудом людей творческих профессий: художника, мастера народного декоративно-прикладного искусства, показывать результаты их труда; подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого). | |||
Рисо- вание | 1. Дети делают зарядку. 2. Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная | 1. Картинка маме к празднику 8 Марта. 2. Рисование по замыслу | 1. Роспись кувшин- чиков. 2.Знакомство с искусством гжельской росписи | 1.Рисование (с элементами аппли- кации). Панно «Красивые цветы». 2. Нарисуй любой узор |
Продолжение табл.
Рисо- вание | 1. Учить определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упраж- нений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников. 2. Продолжать развивать образные представления, воображение. | 1. Вызвать желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное. 2. Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить: – задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного видели, о чем им читали, рассказывали; | 1. Учить расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. Развивать эстетическое восприятие. 2. Познакомить с искусством гжельской росписи в сине- голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству. | 1. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение и творчество, умение использовать усвоенные приемы рисования. Формировать стремление преобразовывать окружающую среду, вносить в нее элементы красоты, созданной своими руками. Продолжать за-креплять навыки кол-лективной работы. 2. Учить задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, городецкой), передавая ее колорит, элементы. | Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.); учить строить высказывания, решать спорные вопросы и конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). Познавательное развитие: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), группировать объекты по нескольким признакам; продолжать знакомить с цветами спектра; формировать умение различать цвета, обследовать предметы разной формы; |
Продолжение табл.
Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительнымиматериалами | – доводить начатое дело до конца. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками, сангиной, простым карандашом и др. Закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось | Закреплять умение рисовать акварелью. Вызывать поло- жительный эмоциональный отклик на прекрасное | Закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам | показать особенности расположения цветовых тонов в спектре; дать представление о геометрических фигурах, о том, как из одной геометрической формы сделать другую | |
Аппликация | Сказочная птица | Вырежи и наклей любую игрушку | |||
Закреплять: – умение вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение; – умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изобра- жения. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них | Учить: – задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации; – выбирать наиболее интересные, вырази- тельные работы, объяснять свой выбор. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезания. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество |
Продолжение табл.
Апрель | |||||
Целевые ориентиры образования: проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может передавать в лепке характерное строение фигуры, расписывать вылепленную игрушку по мотивам дымковского (или другого народного) орнамента, рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами, создавать в аппликации образ куклы, передавая форму и пропорции частей; выражает положительный эмоциональный отклик на красивые предметы, созданные изображения | |||||
Лепка | Петух | Белочка грызет орешки | Девочка пляшет | Социально-коммуникативное развитие: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; формировать потребность вести себя в соответствии с общепри- нятыми нормами; закреплять умения соблюдать правила пребывания в детском саду; формировать представление о соблюдении техники безопасности; воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам; развивать желание помогать друг другу; воспитывать культуру трудовой деятельности; знако- | |
Учить передавать в лепке характерное строение фигуры; самостоятельно решать, как лепить петуха из целого куска глины, какие части можно присоединить. Закреплять умение пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры. Развивать эстетическое восприятие, образные представ- ления. | Закреплять умение лепить зверька, передавая его харак- терные особенности, позу. Отрабатывать приемы лепки пальцами (прищипывание, оттягивание). Развивать образное восприятие, образные представления, умение оценивать изображения | Закреплять умение передавать соотношение частей по величине. Упражнять в использовании различных приемов лепки. Учить: – передавать позу, движения; – сравнивать созданные изображения, находить сходство и различия; – отмечать и оценивать выразительность изображений. Развивать: – умение создавать изображение человека в движении; – образные представления, воображение |
Продолжение табл.
Вызывать поло- жительный эмоциональный отклик на красивые пред- меты, созданные изображения | мить с трудом людей творческих профессий: художника, мастера народного декоративно-прикладного искусства, показывать результаты их труда; подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого). Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрос- лого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.); учить строить высказывания, решать спорные вопросы и конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). Физическое развитие: в промежутках между занятиями про- | ||||
Рисо- вание | 1. Это он, это он, ленинградский почтальон. 2. Гжельские узоры | 1. Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой. 2. Красивые цветы | 1. Роспись петуха. 2. Дети танцуют на празднике в детском саду | Спасская башня Кремля | |
1. Развивать: – восприятие образа человека; – умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения. Упражнять в изображении человека. Закреплять умение рисовать простым карандашом | 1. Вызвать желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закреплять: – умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребенка; – умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать, используя разные | Учить расписывать вылепленную игрушку по мотивам дымковского (или дру- гого народного) орнамента. Развивать: – эстетические чувства (ритма, цвета, композиции), эстетическое восприятие; – творчество. Воспитывать уважение к труду народных мастеров. | Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно- двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. |
Продолжение табл.
Рисо- вание | с последующим закрашиванием цветными каран- дашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. 2. Продолжать знакомить с гжель-ской росписью. Развивать: – эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета; – легкие и тонкие движения руки. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи | приемы, выбранным ребенком мате- риалом. 2. Закреплять: – представления и знания о разных видах народного декоративно-прикладного искусства (городецкая, гжельская роспись и др.); – умение передавать цвета и их оттенки; – технические навыки рисования разными материалами. Учить задумывать красивый, необычный цветок. Развивать творчество, воображение | Вызывать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произ- ведениями народных мастеров. 2. Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении. Учить добиваться выразительности образа (хорошо переданные движения, их разнообразие; нарядные платья танцующих). Закреплять приемы рисования карандашами, умение использовать при закрашивании нажим на карандаш разной силы. Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображений | Формировать общественные представления, любовь к Родине | водить физкультминутки длительностью 1–3 минуты. Познавательное развитие: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), группировать объекты по нескольким признакам; продолжать знакомить с цветами спектра; формировать умение различать цвета, обследовать предметы разной формы; показать особенности расположения цветовых тонов в спектре; дать представление о геометрических фигурах, о том, как из одной геометрической формы сделать другую. Речевое развитие: формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления; приобщать к развитию художествен- |
Продолжение табл.
Аппликация | Наша новая кукла | Поезд | Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы | ного восприятия и эстетического вкуса | |
Закреплять умение создавать в аппликации образ куклы, передавая форму и пропорции частей. Учить вырезать платье из бумаги, сложенной вдвое. Упражнять в аккуратном вырезании и наклеивании. Продолжать развивать умение оценивать созданные изображения | Закреплять умение вырезать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закруг- ленные углы), вырезать и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметов одинаковой формы из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать навыки коллективной работы | Закреплять умение задумывать содержание своей работы. Упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами. Учить подбирать цвета, правильно передавать соотношение по величине. Развивать эстетические чувства (ритма, цвета, композиции), воображение | |||
Май | |||||
Целевые ориентиры образования: проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может создавать в лепке образы сказочных героев, отражать в рисунке впечатления от праздника Победы, создавать композицию рисунка, создавать части коллективной композиции, отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы, созданные изображения | |||||
Лепка | Сказочные животные | Красная Шапочка несет бабушке гостинцы | Зоопарк для зверей | Социально-коммуникативное развитие: развивать стремле- |
Продолжение табл.
Лепка | Продолжать формировать умения: – лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни-Пух, мартышка, слоненок и другие); – передавать форму основных частей и деталей. Упражнять – в сг |