Назначение пояснительной записки в структуре рабочей учебной программы состоит в том, чтобы:
· кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе начальной ступени обучения;
· дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
В пояснительной записке необходимо отразить:
· цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;
· общую характеристику учебного предмета;
· ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
· место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
· результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников начальной ступени общего образования;
сведения о примерной программе по учебным предметам, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания;
• внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
• особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный);
· сведения об УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (список учебников и учебных пособий утверждается приказом директора ОУ в соответствии с утвержденными МОН РФ федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ);
· предпочтительные формы контроля;
· педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным элементом пояснительной записки. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС НОО, а также социальный заказ на образовательные услуги со стороны родительской общественности.
Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню освоения дисциплины, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
В этих требованиях, как правило, отражаются:
· основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
· конечная система или комплекс знаний;
· перечень личностных, метапредметных и предметных результатов;
· перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.