Сказанное выше может произвести такое впечатление, что предлагается совершенно натуралистическое объяснение Ноева Потопа. Это не так! В Библии утверждается, что Великий Потоп был сверхъестественным по следующим признакам:
1. Именно Бог намеренно послал Потоп для суда над злым, извращённым и погрязшим в насилии миром (Быт. 6:7; Быт. 6:11-13). Но Ной «ходил перед Богом» (Быт. 6:9) и обрёл благодать пред очами Господа (Быт. 6:8). Ной состоял в личных отношениях с Богом и поэтому был пощажён.
2. Именно Бог (Я наведу на землю; Быт. 6:17) полностью контролировал силы природы, вызвав Потоп.
3. Именно Бог повелел Ною построить ковчег (Быт. 6:14), собрать на ковчеге животных (Быт. 6:19), и именно Господь Бог затворил за Ноем и его семьёй дверь ковчега (Быт. 7:16).
4. Именно Бог сдержал воды потопа (Быт. 8:1-3) и безопасно привёл ковчег к горам Араратским (Быт. 8:4).
5. Именно Бог заключил завет с Ноем (Быт. 6:18) и поставил знамением этого завета радугу (Быт. 9:13).
Великий Потоп был чудом, потому что Бог вмешался в Свои законы физики. Не нужно привлекать представление о приостановке или нарушении законов природы при чудесах в природном мире. Божественное действие можно понимать просто как законы более высокого порядка (высшая цель Бога), в которые без швов встроены законы более низшего порядка (физические законы Бога).[146] Является ли чудо меньшим, если его можно объяснить естественными процессами? Сущность «природных чудес» в том, что Бог своевременно вмешивается в естественные процессы.[147]
|
|
Один из наилучших примеров «природного чуда», который приходит на ум, - это тот случай, когда Иисус запретил ветрам и морю (Мф. 8:23-26). В Мф. 8:26 укрощение ветров и моря можно было бы объяснить внезапным изменением атмосферного давления, что, вероятно, и произошло. Но именно Бог вызвал эту перемену, произошедшую точно тогда, когда Христов велел волнам и ветру успокоиться. Ещё одним примером является переход израильтян через реку Иордан, где произошла задержка течения воды, достаточно долгая для того, чтобы евреи перешли через реку за день (Иис. Нав. 3:1-4:18). То, что такие задержки происходили реально, является хорошо известным фактом: в 1267, 1906, и 1927 гг. оползни выше Иерихона по течению запруживали реку на срок до 21 часа.[148] Чудо с Иорданом состоит в том, что Бог вызвал такую задержку точно тогда, когда израильтянам нужно было перейти реку.
В этом месте надо сказать о чудесах четыре следующие вещи:
1. «Естественные чудеса» - где чудеса можно объяснить природными процессами – это единственный вид чудес, о которых говорится в Библии. Хождение Иисуса по воде, рождение от Девы, воскресение Христа: все эти «неестественные чудеса» нельзя объяснить природными процессами (как мы их знаем). Мы не хотим сказать, что «неестественных чудес» не может происходить или они не происходили.
|
|
2. Одно то, что Бог может совершать «естественные чудеса», не означает, что все природные катастрофы – это суд Божий, как Великий Потоп. Большинство природных катастроф вызвано нормальными причинами: Бог допускает естественное действие созданных Им процессов.
3. Для объяснения такого «естественного чуда» как Великий Потоп не следует предполагать уйму чудес, о которых ничего не сказано в Библии; т.е. чудеса не следует «вытаскивать из шляпы» всякий раз, когда этого хочется. «Доказать», прибегнув к всемогуществу Божию или к чудесам, можно любую гипотезу, какой бы слабой она ни была.[149] Несостоятельна та интерпретация, ради которой, чтобы компенсировать проблемы с вычислениями, приходится изобретать всяческие чудеса, о которых ничего не сказано в тексте.[150] Чудеса, о которых в Библии действительно сказано, следует считать чудесами, а те, о которых она не говорит, не следует выдумывать.
4. Нелогично оспаривать способность Бога совершать простые чудеса, как те, что необходимы для устройства потопа локального, и при этом допускать, что Бог совершил чудо гигантского масштаба, связанное со всемирным, глобальным потопом. Довод «Бог может сделать всё» - это не доказательство глобального потопа и уймы чудес, требующихся для «геологии Потопа», о которой пойдёт речь в следующей главе.