Мировоззренческий подход к списку народов

Лингвистический и этнологический анализы, проведённые библеистами, показали, что Книга Бытие верно прослеживает судьбу сыновей Ноя, но не всей планеты Земля. Географически список народов на востоке не выходит за пределы Персии (Элам), на юге охватывает Эфиопию (Хуш) и Аравийский полуостров, на севере – Анатолию (Турция), а на западе – Крит, Испанию?, и Ливию. Ко времени строительства Вавилонской башни (ок. 2750 г. до н.э., таблица 7.2) основные расовые группы людей уже разошлись по всему миру.

Слова «на всей земле был один язык и одно наречие» (Бытие 11:1) могут относиться к древнему шумерскому языку, причём под «всей землёй» имеются в виду Месопотамская аллювиальная низменность, как и в случае с историей о Потопе (см. главу 4). Вавилонская башня датируется каким-то временем от Потопа (ок. 2900 г. до н.э.) и, возможно, до 2750 г. до н.э. (таблица 7.2). Примерно к 2700-2600 гг. до н.э. шумерский язык постепенно замещался ранними семитскими и древними аккадскими диалектами, и примерно к 2400 г. до н.э. был полностью вытеснен в качестве «живого языка», хотя и остался языком письменным.[270] Эта датировка рассказа о разделении языков в Книге Бытие (около 2600 г. до н.э.) соотносится по времени с другими древнешумерскими историями на ту же тему.[271] Таким образом, рассказ о Вавилонской башне мог быть иной версией предания, общего для культуры древнего Междуречья и Бытие 11, но нашедшего отдельные и своеобразные выражения в письменных формах, оставленных нам этими двумя культурами.

Таким образом, все данные ведут к одному заключению: в список народов включены только народы, знакомые библейским авторам, а не все народы мира. Список народов в Бытие 10 был предназначен для того, чтобы показать относительное родство всех известных народов мира и ту позицию, которую впоследствии по отношению к ним должен был занять Израиль.[272] Это дополнительно подтверждает сказанное нами в главе 4 о Великом Потопе: локальный потоп покрыл только регион Междуречья. «Весь» в том употреблении, которое мы имеем в Бытие 6-8, относится ко всему миру, известному во времена Ноя (ок. 2900 до н.э.), а не ко всей планете Земля. Со времён Потопа до времён списка народов (ок. ~2750 г. до н.э.) мир, известный библейским авторам несколько расширился, но, вероятно, всё ещё был сосредоточен вокруг Междуречья, хотя к той эпохе и было больше контактов с другими окрестными народами. Текст Бытие 11, вероятно, был написан в период патриархов (начало II тысячелетия) и был передан нам праотцами, жившими к западу от Междуречья.[273] К этому времени известным миром было почти весь средиземноморско-ближневосточный регион, и поэтому в Бытие 11 и упомянуты эти регионы как занятые потомками трёх сыновей Ноя. Таким образом, в рассказах Бытие 6-8 и Бытие 11 выражение «вся земля» имеет различный географический охват, потому что вся известная земля за это время расширилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: