Последовательность анализа

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста, а также средних темпов роста и прироста. При этом объем производства и реализации продукции должна быть выражена в сопоставимых ценах. За основу берутся цены базисного периода.

Чтобы определить объем валовой продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо объем производства i-го периода разделить на произведение индексов цен, предшествующих i-го периоду, включая его.

Vпроизводства i-го периода =

Динамика производства и реализации продукции

Таблица 4.1.

Год Объем производства продукции в текущих ценах, тыс. руб. Индекс цен Объем производства продукции в ценах базисно­го года, тыс. руб. Темпы роста, % Объем реали­зации, тыс. руб. Темпы роста, %
базис­ные цеп­ные базис­ные цеп­ные
ххх1   1,00       18 500    
ххх2   1,50 27357 /1,0 *1,5 =18234 (18234/18 610)*100 = 98,0 (18234/18610)*100 = 98 18 144 98,0 98,0
ххх3   1,46 38148/1,0*1,5* *1,46 = 17419 (17419/18 610)*100 = 93,6 (17419/18234)*100 = 95,5 17 390 94,0 95,8
ххх4   1,40   94,5     95,7 101,8
ххх5   1,33   97,4 103,1 18 145 98,1 102,4
ххх6   1,28   103,3     102,8 104,8

Из таблицы видно, что в первые три года происходил спад про­изводства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства вырос всего на 3,3%, а объем реализации — на 2,8%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации приблизительно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно опередили темпы реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

Далее определяют средний темп роста и средний темп прироста объема производства и объема реализации.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или сред­неарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

Твп= = = = 1,001 = 100,1%;

Тпр =100,1-100 = 0,1%;

Трп = = = 100,08

Тпр =100,08 -100 = 0,08%,

где Твп - темп роста выпуска продукции; Трп — темп роста реализации продукции; Тпр — темп прироста.

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 0,1%, а реализации продукции — 0,08%.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методи­ке, приведенной в табл. 4.2.

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции

Таблица 4.2.

Вид продукции Объем производства продук­ции в плановых ценах, тыс. руб. Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт. Абсолютное отклонение (+,-) % к плану план факт. +, - %к плану
Продукция А 50 000 66 500 +16 500       +10 455 +20
Продукция Б 30 000 17 100 -12 900 -43     -12 423 -41,2
Итого 80 000 83 600 +3600 +4,5     -1968 -2,39

Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,5%, а по реализации недовыполнен на 2,39%, что также свидетельствует о росте остатков нереализо­ванной продукции.

Анализ риска невостребованной продукции

Анализ реализации и производства продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбы­та продукции, что повлечет за собой спад производства. Недовыполнение плана по обязательствам отрицательно влияет на итоги деятельности предприятия, а также на работу торговых организаций и транспортных организа­ций.

В процессе анализа производства и реализации продукции возникает риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Риск определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции ока­жется нереализованной. Чтобы избежать этого, необходимо изучить факторы ее возникно­вения с целью поиска минимизации по­терь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спро­са на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкуренто­способности продукции; низкая квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продук­ции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повыше­ние процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на пре­одолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если все затраты на улучшение качества продукции (улучшение качества, упаковку, рекла­му, организационную перестройку производства и сбыта) превы­шают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецеле­сообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на:

1) Предпроизводственной стадии - в результате такого анализа выявляют экономический ущерб в результате недостатков по изучению рынка, выявлены недостатки в конструкции продукции, качестве выпуска продукции, в этом случае можно не приступать к производству дан­ного вида продукции, заменив его другим.

2) Производственной стадии – здесь скрываются потери, связанные с нарушением организации производства, нарушением технологии, потери в результате перерасхода материальных ресурсов, неэффективное использование техники. В этот период еще можно внести существенные изменения в процессе производства, устранить потери, перерасход материалов.

3) Послепроизводственной стадии - в этот период возникают потери со сбытом продукции. Каждый товар должен производить­ся лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Важным обобщающим показателем является продолжи­тельность нахождения готовой продукции на стадии реализации. Для расчета этого показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж:

Т ГП =

Рост его уровня свиде­тельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребован­ной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: