Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста, а также средних темпов роста и прироста. При этом объем производства и реализации продукции должна быть выражена в сопоставимых ценах. За основу берутся цены базисного периода.
Чтобы определить объем валовой продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо объем производства i-го периода разделить на произведение индексов цен, предшествующих i-го периоду, включая его.
Vпроизводства i-го периода =
Динамика производства и реализации продукции
Таблица 4.1.
Год | Объем производства продукции в текущих ценах, тыс. руб. | Индекс цен | Объем производства продукции в ценах базисного года, тыс. руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, тыс. руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||||
ххх1 | 1,00 | 18 500 | ||||||
ххх2 | 1,50 | 27357 /1,0 *1,5 =18234 | (18234/18 610)*100 = 98,0 | (18234/18610)*100 = 98 | 18 144 | 98,0 | 98,0 | |
ххх3 | 1,46 | 38148/1,0*1,5* *1,46 = 17419 | (17419/18 610)*100 = 93,6 | (17419/18234)*100 = 95,5 | 17 390 | 94,0 | 95,8 | |
ххх4 | 1,40 | 94,5 | 95,7 | 101,8 | ||||
ххх5 | 1,33 | 97,4 | 103,1 | 18 145 | 98,1 | 102,4 | ||
ххх6 | 1,28 | 103,3 | 102,8 | 104,8 |
Из таблицы видно, что в первые три года происходил спад производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства вырос всего на 3,3%, а объем реализации — на 2,8%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации приблизительно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно опередили темпы реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.
|
|
Далее определяют средний темп роста и средний темп прироста объема производства и объема реализации.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
Твп= = = = 1,001 = 100,1%;
Тпр =100,1-100 = 0,1%;
Трп = = = 100,08
Тпр =100,08 -100 = 0,08%,
где Твп - темп роста выпуска продукции; Трп — темп роста реализации продукции; Тпр — темп прироста.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 0,1%, а реализации продукции — 0,08%.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике, приведенной в табл. 4.2.
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
Таблица 4.2.
Вид продукции | Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. | Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб. | ||||||
план | факт. | Абсолютное отклонение (+,-) | % к плану | план | факт. | +, - | %к плану | |
Продукция А | 50 000 | 66 500 | +16 500 | +10 455 | +20 | |||
Продукция Б | 30 000 | 17 100 | -12 900 | -43 | -12 423 | -41,2 | ||
Итого | 80 000 | 83 600 | +3600 | +4,5 | -1968 | -2,39 |
Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,5%, а по реализации недовыполнен на 2,39%, что также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
|
|
Анализ риска невостребованной продукции
Анализ реализации и производства продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Недовыполнение плана по обязательствам отрицательно влияет на итоги деятельности предприятия, а также на работу торговых организаций и транспортных организаций.
В процессе анализа производства и реализации продукции возникает риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Риск определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать этого, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска минимизации потерь.
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции; низкая квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если все затраты на улучшение качества продукции (улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта) превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на:
1) Предпроизводственной стадии - в результате такого анализа выявляют экономический ущерб в результате недостатков по изучению рынка, выявлены недостатки в конструкции продукции, качестве выпуска продукции, в этом случае можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим.
2) Производственной стадии – здесь скрываются потери, связанные с нарушением организации производства, нарушением технологии, потери в результате перерасхода материальных ресурсов, неэффективное использование техники. В этот период еще можно внести существенные изменения в процессе производства, устранить потери, перерасход материалов.
3) Послепроизводственной стадии - в этот период возникают потери со сбытом продукции. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.
Важным обобщающим показателем является продолжительность нахождения готовой продукции на стадии реализации. Для расчета этого показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж:
|
|
Т ГП =
Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.