МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Удмуртский государственный университет»
Исторический факультет
Кафедра этнологии и истории Удмуртии
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Направление подготовки
История (квалификация (степень) «магистр»)
Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2014
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ» является синтез предшествующего исторического знания и формирование у студентов представлений об истории как единой познавательной системе через раскрытие содержания ее методологических проблем и способов их решения в междисциплинарном исследовательском поле. В конечном итоге - формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом.
|
|
Задачи освоения дисциплины:
· Формирование у студентов общих представлений о специфике профессиональной научно-исследовательской деятельности и ее дисциплинарной организации;
· Формирование представлений о причинах дифференциации и интеграции наук;
· Формирование понимания причин взаимодействия наук;
· Формирование знаний о познавательных возможностях используемых междисциплинарных концепций, гипотез, теорий, подходов, методов в изучении различных сфер общественной жизни;
· закрепление принятых в академическом сообществе практик письменного и устного общения;
· выработка у студентов умений и навыков конкретной методологии междисциплинарного научного исследования,
· помощь студентам в организации своей исследовательской деятельности,
· создание условий для того, чтобы студент мог ориентироваться в познавательных возможностях тех или иных теорий, концепций, гипотез, подходов, методов научного исследования, заимствованных из других наук;
· научение студента грамотно оценивать получаемый научный результат;
· закрепление навыков конспектирования, аннотирования, рецензирования, реферирования научной литературы;
· закрепление навыков работы с Интернет-ресурсами;
· закрепление навыков библиографического описания; правил цитирования;
· закрепление навыков технологии работы с научной литературой;
· закрепление навыков оформления научной работы.
Место дисциплины в структуре ООП
Принципы построения курса:
|
|
Курс входит в базовую часть профессионального цикла ООП
Курс адресован студентам 1 курса направления подготовки 030600 «История», обучающихся по магистерским программам «Отечественная история», «Финно-угорский мир в историко-культурном и социально политическом измерении», «Историко-культурное наследие и развитие современной музеологии», и изучающих дисциплину «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ»
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины знание содержания базовых профессиональных курсов бакалавриата «Методы исторического исследования», «Математические методы в исторических исследованиях, «Теория и методология истории», «История исторической науки».
Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции
ОК1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; (повышенный уровень)
ОК2 – способность порождать новые идеи (креативность) (пороговый уровень)
ОК 4 – способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (повышенный уровень)
ПК1 – способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; (пороговый уровень)
ПК3 – способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение; (пороговый уровень)
ПК5 – способность применять современные методы и методики исследования; (повышенный уровень)
ПК6 способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; (пороговый уровень)
ПК7 – способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи; (повышенный уровень)
ПК8 –способность к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности; (повышенный уровень)
ПК9 - способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов ((пороговый уровень)
ПК11 – способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры; (пороговый уровень)
ПК13 – знанием современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования (((пороговый уровень)
ПК14 –способность использовать в исторических исследованиях тематических сетевых ресурсов, баз данных, информационно-поисковых систем; ((повышенный уровень)
ПК17 - умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора в цивилизационной составляющей вый уровень);
Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин «Философия и методология науки» в базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, «Актуальные проблемы исторических исследований» в базовой части профессионального цикла, а также дисциплин вариативной части профессионального цикла ООП.
Программа курса построена на основе проблемного подхода к изучению и включает следующие разделы:
Дифференциация наук | |
Интеграция наук | |
Методологические основы и принципы применения методов социальных наук в истории | |
Методологические основы и принципы применения естественнонаучных и математических методов социальных наук в истории |
Курс имеет практическую часть в форме практических занятий. В течение всего курса после прослушанной лекции необходимо по каждому разделу прочитать и законспектировать любую статью (на выбор студента – желательно близкой к теме научно-исследовательской работы), написанную в контексте изучаемой проблемы. Это позволит осмыслить методические и теоретические предпочтения историков в междисциплинарного пространстве, оценить уровень исследовательских результатов, полученных в контексте междисциплинарного подхода. Кроме того, тематическая близость избранных для изучения статей к исследовательской работе позволит расширить возможности ее методологического обоснования. Необходимо также подготовить аннотацию статьи, написанной на иностранном языке, связанную с конкретными междисциплинарными проблемами исторических наук.
|
|
Магистр должен подготовить библиографический список по теоретико-методологическому обоснованию междисциплинарного подхода в своей исследовательской работы (не менее 5 работ).
В результате изучения курса студент должен подготовить в письменном виде методологические обоснование своей исследовательской работы с позиций междисциплинарного и обосновать его в устном выступлении в виде презентации.