Методические рекомендации преподавателю. Курс направлен на теоретико-методологическую подготовку студента-историка

Курс направлен на теоретико-методологическую подготовку студента-историка. Поэтому особый акцент следует сделать на наиболее эффективные средства обучения и способы учебной деятельности, которые позволяют сделать шаг от формирования знаний, умений, навыков студента к формированию его компетенций. Следовательно, в основе изучения дисциплины лежит компетентностный подход.

Поскольку следующий этап учебной деятельности студента связан с созданием выпускной квалификационной работы, то формирование всех базовых понятий дисциплины наиболее эффективно осуществлять в контексте избранного студентом научного исследования. Выпускная квалификационная работа рассматривается как самостоятельное научное исследование. Поэтому именно в контексте обоснования реального научного исследования можно обеспечивать синтез компетентностей студента в разных областях как исторического, так и в целом социально-гуманитарного знания. С этой целью наиболее значимый акцент необходимо сделать на обсуждение основных элементов научного исследования: выбора объекта, предмета, научной проблемы, обоснования ее актуальности, постановки цели и задач исследования и их обоснования и выявления возможностей междисциплинарного подхода в изучении темы магистерской диссертации.

Изучения дисциплины невозможно и без междисциплинарного подхода. В процессе освоения курса следует делать акцент на междисциплинарных связях, поскольку к моменту изучения дисциплины студенты ужу освоили основной круг учебных дисциплин, в особенности источниковедения, историографии.

Формирования знаний о возможных в выпускной квалификационной работе теоретических подходах, принципах, методах исследования следует осуществлять через изучение наиболее значимых теоретико-методологических исследований, определяющих облик основных научных подходов и направлений, сложившихся в исторической науке. Поэтому преподаватель должен регулярно, в том числе и с помощью научной библиотеки, отслеживать круг наиболее значимых научных исследований в области своей дисциплины.

Лекции – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. Важным элементом освоения программы курса выступают семинарские занятия, где необходимо делать акцент на знание научных произведений методологии и теории истории, через их обсуждение приходить к пониманию специфики конкретных научных подходов,что позволит привить студентам практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений. Семинары - это групповая форма занятий при активном участии студентов. Они способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением). При рассмотрении отдельных теоретических вопросов рекомендуется привлечь студентов к активным рассуждениям, результат которых должен подвести их к решению спорных вопросов раздела.

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности студентов, приобретение умений и навыков, подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они осуществляются по разделу методология и выполняется на основе формирования собственной исследовательской программы по теме выпускной квалификационной работы. Элементом этой работы являются презентации студентов, позволяющие использовать интерактивные образовательные технологии.

В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того, чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае следует обращаться к «Методологическому словарю студента-историка», входящему в состав учебно-методического комплекса дисциплины. В данном словаре даны определения наиболее встречающихся в курсе терминов, относящихся именно к данному предмету. Термины располагаются в алфавитном порядке.

В процессе изучения темы важнее регулярно обращать внимание и на научную периодику, постоянно поддерживая интерес к ней студентов через аннотирование наиболее важных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: