Примечания. 2. Обязанность родителей дать детям образование имеет несколько аспектов

ВВЕДЕНИЕ

1. Мадраш Мидией, 31:10.

2. Обязанность родителей дать детям образование имеет несколько аспектов. Обязанность приучить их к исполнению заповедей — это раввинское постановление (Сука, 42а; Хагига, 4а), а обязанность отца учить сына Торе — заповедь от Всевышнего, из Торы (Дварим, 11:19). Кроме того, отец обязан учить сына хорошим качествам и профессии (торговле) (Рамбам, комм. к мишне Маког, 2:3). См. также раби Шимшон Рефаэяь Тирш, Хорев, т.2, раздел 548.

3. Эвен шлема, 6:5.

4. Раби Шимшон Рефаэль Тирш, Йесодог 'гахинух, т.2.

5. Сефер 'гахинух, 161.

ГЛАВА 1

1. Ваяен, Диджузеппе и Веслер, Практическое руководство к рациональной терапии эмоций, Нью-Йорк, Оксфорд Университи Пресс, 1980.

2. Сога, 36 и Раши к этому же месту.

3. Недарим, 22а.

4. Псахим, 1136.

5. Шабат, 1056.

6. Там же; см. Рамбам, МишнэТора, Тилхогдеот, 2:31.

7. Из личного общения.

8. Кароль Таврис, Гнев: непонятая эмоция, Нью-Йорк, Саймон и Шустер, 1983.

9. См. гл. 2, прим. 33, 34.

10. Ваикра, 25:17; Бава мециа, 586; Шулхан арух, Хошен мишпаг, 228.,11. Сефер 'гахинух, 338.

12. Шабат, 1056.

13. Авот, 2:4.

14. Рамбам, к Авот, 'Гилхот тшува, 3:2.

15. Авот, 1:6.

16. Раби Шимшон Рефаэяь Тирш, Хорев, т.1, раздел 138.

17. Цитата из книги раби Зелига Плискина, Люби ближнего, Иерусалим, 1977, стр. 287-288.

18. Ко'гелет.

19. Авот, 2:16.

20. Рамбам, к Авот, 7:3.

21. Рамбам, кАдог, 6.

22. Ирмея'гу, 31:18.

23. Дёр Исразлит (8 сентября 36 г.)

24. Дов Кац, Тнуат 'гамусар, т. 1, стр. 284.

25. Алог,2:13.

26. Рамбам, комм. к мишне Авот, 2:13.

27. Рабейну Иона, комментарий к Авот, 2:13.

28. Авот, 3:14.

29. Мншна Сан'гедрин, 4:5.

30. Все, кроме самых серьезных нарушений (за которые полагается карет — “отсечение” или еще более тяжелое наказание) прощается тшувойи прохождением через Йом-Кипур (Йома, 86а).

31. Йома, 866 и Ийун Яаков к Эйн Яаков, там же.

32. Это имеет в виду приведенный стих (“...как дурак, повторяющий свою глупость”, Мишлей, 26:11).

33. Две стороны этого вопроса составляют предмет талмудического спора (Йома, 866). Но Риф и Рош считают правильными и дополняющими друг друга обе точки зрения. Вышеприведенный параграф — попытка такого примирения этих взглядов.

34. Мишна Йома, 8:9; Рамбам, Мишнэ Тора, Тилхот тшува, 2:9.

35. Рудольф Дрейкурс, Задача воспитания, Нью-Йорк, 1948, стр. 96.

36. Раби Шимшон Рефаэль Тирш, там же, т.2, раздел 519.

ГЛАВА 2

1. Менорат 'гамаор, 163, ссылаясь на Кидушин, 306.

2. Кидушин, 306.

3. Сефер 'гахинух, 33.

4. Раби Яаков Каменецкий, из личной беседы.

5. Шулхан арух, Йорэдеа, 240:19.

6. Цитируется из книги раби Меира Е. Мунка, Схар веанаша бехинух, Бней-Брак, изд. Тамесора, 1982, стр. 38.

7. Шмот, 20:12.

8. Ваикра, 19:3.

9. Кидушин, 316.

10. Мишна Кидушин, 1:7.

11. Шулхан арух, Йорэдеа, 240:14.

12. Мишна Крихот, 6:9. Хота в принципе матери и отцу следует оказывать равное уважение, однако на практике, если оба они попросят детей о помощи, отцу должно быть дано преимущество, потому что мать тоже обязана его уважать и почитать. А когда это обязательство перестает существовать в результате развода, ребенок может сам выбирать, кому дать преимущество.

13. Рамбам, комм. к мишне Кидушин, 1:7.

14. Раби Элиэзер из Метца, Сефер йереим, раздел 56 (в изд. Гольдблюм, раздел 221-2); раби Менахем Меири, 5ейг 'габхира, Кидушин, 31а (в изд. Софер, стр. 181).

15. Арух 'гашулхан, Йорэдеа, 240:8.

16. Сефер харейдим, 1:26.

17. Шулхан арух, Йорэдеа, 240:8.

18. Хазон Иш, Йорэдеа, 149.

19. Раби Йоэяь Шварц, Беит аба, Иерусалим, 1978, стр. 91.

20. Шулхан арух, Йорэдеа, 240:2.

21. Там же.

22. Пискей тшува, там же, 240:2.

23. ИгеретМоше, Йорэдеа, т.1, раздел 133.

24. Лаейадам, 67:11.

25. Дварим, 27:16.

26. Рамбам, Мишнэ Тора, Тилхот маамарим, 5:15.

27. Шеидтог, 60; Таэмек шеела, номер 6.

28. Хаей адам, 67:3.

29. Рамбам, там же, 6:3.

30. Раби Йерухам Перлов, комм. к Сефер 'гамицвог раби Саадьи-гаона, комм. 9, слова умеага номар.

31. Брейшит раба, 65:16.

32. Сефер 'гамикна к Кидушян, 316.

33. ТшувограбиАкива Эгер, Псахим, 68.

34. Там же. Этот вопрос становится темой диспута между ранними авторитетами. Более широкое обсуждение приводится выше в прим. 31 к словам ада шераити. Раби Перлов приходит там к заключению (слова веамнам афиду), что послушание является частью заповедей уважения и почитания.

35. Из личного общения.

36. Авот, 4:12.

37. Раби Шимшон Рефаэль Тирш, Йесодог 'гахинух, т.1, Бней-Брак, 1968, стр. 66-67.

38. Раби Ш.Р. Тирш, там же, т.2. стр. 54, 57.

ГЛАВА 3

1. Ср. Рамбам, комм. к мишне Макот, 2:3.

2. Дж, и X. Крамбольц, Изменение детского поведения, Ныо-Джерси, Прентис-Ходл, 1972, стр. 243.

3. Мидрашраба, Ко'гепет, 1:13, слова венатати эт либи.

4. Ко'гаяет, 5:9.

5. Джеймс Добсон, Вызов дисциплине, Нью-Йорк, Бантам букс, 1970, стр. 31.

6. Раби Ш.Р. Тирш, Йесодог 'гахинух, т.2, стр. 54.

7. См. Введение, прим. 2.

8. Раби Ш.Р. Тирш, Вечный иудаизм, т.1, Лондон, 1956, стр. 230.

ГЛАВА 4

1. Цитируется по книге раби Зелига Плискина “Люби ближнего”, 1977, стр.374.

2. Шлют раба, 20:10.

3. Мехидьта Шмат, 19:5.

4. Авог, 2:18.

5. Авог, 2:16.

6. Сога, 226.

7. Авот, 1:3.

8. Гаанит, 24а.

9. Рамбам, комм. к мишне Сан'гедрин, гл. 10, введение.

10. Раби Йоэль Шварц, Вечный еврейский дом, Иерусалим, 1982, стр. 78-79.

ГЛАВА 5

1. Мишлей, 3:12.

2. Мишдей, 13:24.

3. Раби Шломо Вольбе, Алей щур, 1972, стр. 261.

4. Мишлей, 29:17.

5. Иов, 11:12.

6. Сога, 47а.

7. Раби Ш.Р. Тирш, Йесодот 'гахинух, т.1,1968, стр. 55-56.

8. Мадрашраба, Шмот, начало.

9. Дхейс Добсон, там же, стр. 2-3.

10. Ваикра, 19:17.

11. Рамбам, Мишнэ Тора, Тидхот тшува, 4:1; Шулхан арух 'трав. Талмуд Тора, 1:6.

12. Рамбам, там же, Тилхот деог, 6:7.

13. Йевамот, 656.

14. Лев Элия'гу, т.2, стр. 26-27.

15. Рамбам, там же, 6:7,8.

16. Смаг, запрет 6 и Бриг Моше, там же.

17. Шабат, 1056. См. также Рамбам, там же, 2:3.

18. Авог де раби Натан, 12:3.

19. Друшат Таран, номер 9, начало.

20. Цитируется по раби Йоэлю Шварцу, Вечный еврейский дом, стр. 63.

21. Хаим Гинот, Учитель и ребенок, Нью-Йорк, 1975, стр. 83.

22. Раби Ш.Р. Тирш, там две, стр. 69.

23. Эвен шлема, 6:5.

24. “И хотя он учится, это мицва [ударить его]” (Макот, 8а), коща это нужно для развития его характера. Это подразумевается вышеприведенным стихом (прим. 4, выше). Утверждение такого комментария см. в Рамбам, комм. к мишне Макот, 2:3.

25. Рав Шломо Вольбе, там же, стр. 260.

26. Там же, стр. 261.

27. “[Б-г] никогда не наказывает без предупреждения” (Сан'гедрин, 566), и мы должны подражать путям Б-га (Дварим, 13:5; Сота, 14а).

28. Смахог, 2:6.

29. Рейшшт хохма, раздел Гидуль 'габаним, слова, вецарих 'гаадам.

30. Сан'гедрин, 85а из Дварим, 25:3; Шулхан арух, Хошен мишпаг, 420:1.

31. Шулхан арух 'гарав, Хошен мипшат, Тилхот низкей гуф ванефеш, 4.

32. Раби Ш.Р. Тирш, там же, т.2, стр. 65.

33. Бава багра, 21а.

34. Эвен шлема, 6:4.

35. Шудхан арух, Йорэдеа, 240:20.

36. Бемицбар, 19:14.

37. Раби Акива Эгер к Йорэ деа, 240:20.

ГЛАВА 6

1. Ваикра, 19:18.

2. Рамбам, Мишнэ Тора, Тилхот авель, 1451.

3. Раби Ш. Вояьбе, там же, стр. 93.

4. Йерушалми, Недарим, 9:4. см. также Те'гилим, 89:3.

ГЛАВА 7

1. Ваикра, 25:17.

2. Авог, 1:2.

3. ТосефтаПеа4, 18-19.

4. Миха, 6:8.

5. Раби Исраэль Меир Каган (Хофец Хаим), А'гавагдесед, ч.2,1 и 2.

6. Бава мециа, 586.

7. “То, что ненавистно тебе, не делай ближнему. В этом вся Тора; остальное — комментарий” (Шабат, 31а).

8. Те'гилим, 89:3; Авог, 1:2.

9. Раби Элия'гу Десслер, Мшоав Меэдия'гу, т.1.

10. Сефер 'тахинух, 16.

11. Рудольф Дрейкурс, там же, стр. 156.

12. Авот де раби Натан, 11. См. также Йе'гудаЛеви, Шанрей Талмуд Тора, Иерусалим, изд. Фельдхайм, 1981, стр. 195-199.

13. Нецив, Таэмек давар, Брейшит, 2:4.

14. Авот, 1:101.

15. Раби Йоаль Шварц, там же, стр. 78.

16. Йешая'гу, 58:7, Гана дебей Элия'гу раба, 27, начало; Шулхан арух, Йорэдеа, 251:31.

17. Шабат, 31а.

18. Йош, 86а.

19. Брахот, 66. При особых обстоятельствах следует даже прервать чтение Шма, Исрааль, чтобы отвеппъ на приветствие (мишна Брахот, 2:1).

20. Авот, 5:7.

21. Хагига, 5а.

ГЛАВА 8

1. Сефер 'гахинух, 16. См. также Месидат исшарим, 7.

2. Гитан, 67а; Раши к словам оцар балум.

3. Сан'гедрин, 86а.

4. Цитируется из книги раби Йоэля Шварца, там же, стр. 80.

5. Авода зара, 206 и Ма'гарша, там же.

6. Шабат, 506; Ваикра раба, 34:3.

7. Брахот, 536, основана на Ваикра, 11:44.

ГЛАВА 10

1. Шабат, 106.

ГЛАВА 11

1. Те'гилим, 133:1.

2. Сан'гедрин, 586; Шулхан арух, Хошеншшшат, 420:1.

3. Там же, 421:13; Шудхан арух Тарав, Хошея мишпат, Тилхот иизкей гуф ванефеш, 2. См. также прим. 11, внизу.

4. Там же, 4.

5. Ваикра, 25:17; Шулхан арух, Хошен ладояаг, 228:1.

6. Ваикра, 25:17; Бава мециа, 586; Рамбам, Мишнэ Тора, Тидхотдеот, 6:8 и Тидхоттшува, 3:14.

7. Ма'гаршал к Смаг (Нег, 6).

8. ХофецХаим, 4:10-11.

9. Там же, 8:11.

10. Псахим, 118а, основано на Шмот, 23:1.

11. Ваикра, 19:18. Из сказанного в Йо.ча, 23а явствует, что человек может испытывать нехорошее чувство из-за физического нападения или оскорбления, пока перед ним не извинились. Но месть запрещена. См. также Рамбам, там же, Тилхотдеот, 7:7. “...во всех мирских делах”. Другие авторитеты разрешают даже месть за физическое или словесное нападение. Мы основываемся на заключении раби Й.М. Кагана (Хо-фец хашл, Введение, прим. 8-9), который подробно рассматривает эту тему.

12. Авот, 1:6 и Шавуот, ЗОа.

13. Рамбам, там же, 6:6,7.

14. Авот, 2:4.

15. Ваикра, 19:17; Рамбам, там же, 6:6-7.

16. Йевамот, 656. Рош, там же.

17. Мишна Йома, 8:9; Рамбам, там же, Тилхот тшува, 2:9.

18. Авот, 4:1.

19. Те'гилим, 34:15.

20. Шабат, 886.

ГЛАВА 12

1. Цитируется в книге Альберта Эллиса, Как вырастить эмоционально здорового ребенка. Калифорния, 1978, стр. 5.

2. Др. Ури Леви, Пурия, Израиль.

ГЛАВА 13

1. Бава багра, 21а.

2. Моэд катан, 17а.

3. Йорэдеа, 242:1.

4. Мария Монтессори, Тайна детства, Нью-Йорк, 1939, стр. 208.

5. Бава батра, 21а.

6. Рамбам, Мишнэ Тора, Тилхот тшува, 5:2.

7. Дж. и X. Крамбольц, там же, стр. 195.

8. Мишлей, 22:6.

9. Эйрувин, 546.

10. Хидушей агада, Сан'гедрин, 9160, слова коль 'гамонеа.

11. Шулхан арух, Йорэдеа, 246:10.

12. “Достигающий больше равен достигающему меньше, если у обоих намерения выполнить волю Неба” (Брахот, 56).

13. Авог, 5:22.

ГЛАВА 14

1. Бенджамин Спок, Здравый смысл ребенка и забота о детях, Нью-Йорк, 1962, стр. 423-424.

2. Там же, стр. 426.

3. Шабат, 129а; Рамбам, МишнэТора, 'Гилхот млахим, 6:10.

4. Шмот, 23:7; Сота, 42а-

5. Ваикра, 19:11.

6. Йешая'гу, 9:16; Шабат, ЗЗа.

7. Йевамот, 79а.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: