Основные виды и жанры народного художественного творчества. В круг календарных и свадебных песен входили: риту­альные песни, величальные, шуточные или юмористические

В круг календарных и свадебных песен входили: риту­альные песни, величальные, шуточные или юмористические, сопровождаемые традиционными обрядовыми действиями -заклинательные, игровые, корильные песни А также к кален­дарным относятся подблюдные песни-гадания.

Итак, ритуальные песни, возникнув и исполняясь в обряде, играли важную роль, способствуя его формированию.

Основная примета поэтического содержания ритуаль­
ных песен — отсутствие в них изображения человека. В цен­
тре внимания песен — обряд. Именно поэтому в них нет ни
описаний природы, ни картин быта. Все подчинено организа­
ции ритуала, и если что-то попадает в поле зрения песни, то
только благодаря своему значению для обрядового действия.
Например, в песне-угрозе скупым хозяевам, исполнявшейся
во время колядования:

Кто не подаст лепешкиТого разобьем окошки! Кто не подаст ватрушки - Расстукаем кадушки!

Кто не даст пирога -

Запрем ворота!

«Лепешки», «ватрушки», «пирог», «кадушки», «воро­та» упоминаются только благодаря обычаю одаривания коля-довщиков. Конечно, по отдельным деталям можно предста­вить обстановку исполнения песен на свадебном пиру, в рож­дественские морозы, на Троицу в летний день, когда плелись венки, или во время жатвы. И все это в целом дает верное представление об обрядовой жизни человека. Ритуальные песни исполнялись хором. Хор являлся активным участником обрядов. Он выступал в обряде как бы в роли режиссера, соз­давал, направлял течение обряда, советовал, приказывал, приглашал, наконец, фиксировал сам факт свершения обряда. Велся живой диалог между хором и другими участниками



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: