В круг календарных и свадебных песен входили: ритуальные песни, величальные, шуточные или юмористические, сопровождаемые традиционными обрядовыми действиями -заклинательные, игровые, корильные песни А также к календарным относятся подблюдные песни-гадания.
Итак, ритуальные песни, возникнув и исполняясь в обряде, играли важную роль, способствуя его формированию.
Основная примета поэтического содержания ритуаль
ных песен — отсутствие в них изображения человека. В цен
тре внимания песен — обряд. Именно поэтому в них нет ни
описаний природы, ни картин быта. Все подчинено организа
ции ритуала, и если что-то попадает в поле зрения песни, то
только благодаря своему значению для обрядового действия.
Например, в песне-угрозе скупым хозяевам, исполнявшейся
во время колядования:
Кто не подаст лепешки — Того разобьем окошки! Кто не подаст ватрушки - Расстукаем кадушки!
Кто не даст пирога -
Запрем ворота!
«Лепешки», «ватрушки», «пирог», «кадушки», «ворота» упоминаются только благодаря обычаю одаривания коля-довщиков. Конечно, по отдельным деталям можно представить обстановку исполнения песен на свадебном пиру, в рождественские морозы, на Троицу в летний день, когда плелись венки, или во время жатвы. И все это в целом дает верное представление об обрядовой жизни человека. Ритуальные песни исполнялись хором. Хор являлся активным участником обрядов. Он выступал в обряде как бы в роли режиссера, создавал, направлял течение обряда, советовал, приказывал, приглашал, наконец, фиксировал сам факт свершения обряда. Велся живой диалог между хором и другими участниками
|
|