понева («понька», «понява»). В древнерусских письменных источниках термин «понева» встречается уже в Х-ХШ вв. Понева состояла из нескольких сшитых или частично сшитых между собой полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. В Рязанской, Тульской и Калужской губерниях девушки понев не носили, хотя в некоторых уездах наступление половой зрелости девушки отмечалось ритуалом первого надевания поневы, после чего она уже считалась невестой. Поневы шились из клетчатой шерстяной домоткани черного, темно-синего, реже красного цвета. В каждой деревне клетки были строго традиционными по размеру и цвету Примечательно, что клетчатый рисунок ткани понев являлся крайне упрощенным заменителем магических изображений крута — солярного знака. В зависимости от способа соединения полотнищ ткани выделялось два типа понев — «распашные» и «глухие».
Самая ранняя форма распашной поневы — «растопол-ка» — состояла из трех несшитых полотнищ (одно спереди и два сзади), стянутых на шнуре в пышные складки, Другой вид распашной поневы — «разнополка» («колышка», «сно-ваика»). Наиболее длинное ее полотнище приходилось сзади, самое короткое — с правого бока, все три прикреплялись на талии поясом. «Простая» распашная понева представляла собой прямоугольник из трех сшитых полотнищ домоткани со вздержкой у пояса. Позднее между основными полотнищами распашных понев стали вшивать «бедро» - кумачовые вставки, доходившие до пояса или половины полотнища.
По подолу и швам распашных понев часто шла кайма с меандрическими1 и звездообразными орнаментальными мотивами, вышитая или вытканная разноцветными нитями.
Меандр (лат. meander, греч. Maiandros - Меандр, греч. название извилистой реки в Малой Азии, ныне Большой Мендерес) - ленточный орнамент древнегреческого происхождения, широко распространенный в классической архитектуре и прикладном искусстве; изломанная под прямым углом линия М. образует ряд связанных друг с другом мотивов, имеет семиотический смысл непрерывности движения, бесконечности развития, перехода из одной формы в другую, борьбы противоположностей, т.е. является символом жизненных природных процессов.