Метафора в экономике

Лишь немногое число общеупотребительных метафор позволительно в экономическом языке: «это вертикально (горизонтально) интегрированные компании», «финансовая устойчивость компании», «финансовое оздоровление», «текучесть кадров», «банковская паника», «погоня за прибылью», «тихая гавань (надежные активы для инвестиций)». В остальном язык экономики сух, за исключением живой, актуальной метафоры, характерными маркерами которой в тексте являются авторские кавычки: «природный капитал»; «человеческий капитал»; «“покрытый” и “непокрытый” рынок»; «“мужские” и “женские” рабочие места»; «“рациональное” поведение покупателя»; «оплата по “быстрым” продажам (оплата покупки в день заказа)»; «такие первозданно “обнаженные” отношения хозяйствования существуют в рыночной экономике только в рамках домохозяйств»; «игнорирование этого факта является зачастую “ахиллесовой пятой” управления образовательными организациями на практике; «портфель “длинных” облигаций»;


Теория и ее проверка на истину. Диалектический подход к проверке истины научного открытия. Верификация и фальсификационизм (К.Поппер, И. Лакатош, П.Фейерабенд). О риторике как доказательному критерию (МакКлосски).

Истина - то, что подтверждено опытом.

Диалектический подход предполагает любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречие и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователями в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы.

принцип верифицируемости - гласит, что все утверждения делятся на аналитические и синтетические — то есть справедливые либо в силу верности собственных составляющих, либо в силу подтверждающего их практического опыта, — причем все синтетические утверждения имеют значение тогда и только тогда, когда они поддаются эмпирической проверке.

ПОППЕР исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в тоже время не сводимы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К Поппера, нужен другой принцип – не принцип верификации, а принцип фальсификации, т.е. не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности. Фальсификация по Попперу, это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость).

ЛАКАТОШ отличается от Поппера тем, что его логика оценки применяется им одновременно и в качестве исторической теории, направленной на прогнозирование развития науки задним числом. В качестве нормативной методологии науки она эмпирически неопровержима, но как историческая теория, утверждающая, что ученые в прошлом часто вели себя в соответствии с методологией фальсификационизма, она поддается опровержению. Лакатош настаивает на том, что в конечном счете нам придется рассмотреть историю науки с помощью открыто фальсификационистской методологии, чтобы увидеть, насколько велика конфликтная область.

ФЕЙЕРАБЕНД В научной методологии не существует таких канонов, которые не нарушались бы безнаказанно в какой–то момент в истории науки; фактически пересечение между соперничающими научными теориями настолько мало, что даже развитый фальсификационизм не имеет какого–либо основания для рациональных оценок научный прогресс в прошлом имел место лишь потому, что ученые никогда не были скованы никакой философией науки: последняя является одной из тех «фальшивых дисциплин… которые не имеют в своем послужном списке ни одного научного открытия», и «единственный принцип, не препятствующий прогрессу, таков: возможно все».

«РИТОРИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ» Дональда Макклоски - остроумная и вызывающая работа, специально написанная с целью очистить экономическую науку от всех предписывающих методологий, таких как фальсификационизм, верификационизм и т.п. Макклоски высмеивает читателя, верящего, что в экономической теории есть предположения, которые могут быть либо верны, либо нет, и в результате трудно понять, почему эмпирическая проверка вообще когда–либо бывает уместной.

Риторическая программа предлагает сместить акцент на практическое объяснение убедительности различных теорий. Согласно новому видению, факта не существует без интерпретации, реальности — без наблюдателя, экономики — без человека, науки — без риторики. В контексте данного подхода, предлагается вернуться к античному пониманию риторики как «культуры готового слова», «говорящей мудрости», обратить внимание на язык, стиль, риторические стратегии, используемые метафоры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: