Научное знание включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня - эмпирический и теоретический.
Если взять совокупность фактов и описать их, можно получить знание о конкретной действительности. Такое знание называется описательным, или эмпирическим.
На эмпирическом уровне происходит не только накопление фактов, но и их первичная систематизация и классификация, что позволяет выявлять эмпирические законы и правила, которым подчиняются наблюдаемые явления. На этом уровне исследуемый объект отражается преимущественно в своих внешних связях и проявлениях, в которых выражаются внутренние отношения.
Среди эмпирических методов выделяют н есколько основных:
· наблюдение
· эксперимент - наблюдение за объектами и явлениями в специально созданных и контролируемых условиях, когда изучаемый объект ставится в особые, специфические и варьируемые условия, чтобы выявить его существенные характеристики и возможности их изменения под влиянием внешних факторов;
· измерение - выявление количественных характеристик изучаемой реальности.
· описание - фиксация сведений об объектах и явлениях;
· сравнение - одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.
Если установить зависимости и связи внутри массива фактов, то мы получим новое знание, которое будет теоретическим.
Теоретический уровень знания обычно расчленяется на две составляющие - фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности, базируясь на этих фундаментальных теориях.
К числу основных компонентов теоретического уровня знания относятся:
1) Проблема - форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т.е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа;
2) Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда фактов.
3) Теория - знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится для целей объяснения объективной реальности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТ – фактические результаты в экономике.
Структура познавательного процесса экономических явлений. Субъектно-объектные отношения и уровни познавательного процесса (онтологический, языковый, риторический, методологический).
СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
-субъект анализа (человек, который проводит исследование),
- объект анализа (область окружающего мира, исследуемая аналитиком),
- предмет анализа (часть объекта познания, которая непосредственно изучается
- процесс анализа, в рамках которого и происходит взаимодействие субъекта и объекта.
Структура выделяет два основных уровня – чувственный и рациональный.
Эмпиризм – направление в теории познания, которое считает чувственный опыт основным источником знания, а рациональную познавательную деятельность сводит к комбинированию и обобщению чувственных данных. Основными представителями эмпиризма являются. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли.
Рационализм - направление в теории познания, признающее разум единственным источником всеобщего и необходимого знания в отличие от чувств, способных постигать лишь случайное и частное. В новоевропейской философии рационалистических позиций придерживались Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант.
Субъекты экономических отношений: отдельные индивиды (как покупатели, частные предприниматели, налогоплательщики, наёмные работники, госслужащие); домохозяйства; частные предприятия малого, среднего и крупного; бюджетные предприятия и организации.
Объектом экономических отношений выступает всё то, что может обладать стоимостью.
Уровни познавательного процесса:
1) Онтологический уровень - где выделяется предмет или объект исследования, определение его как единого целого.
2) Языковой уровень – подразумевает освоение терминов и понятий, которые максимально одинаковы для всех языков.
3) Риторический связанс языком человеческой мысли, посредством которого речь готовится автором и воспринимается слушателями.