Капитал как категория классической политэкономии. Диалектика капитала: онтология и гносеология

Для классической политической экономии характерно отождествлять любые средства труда как физический капитал. Маркс считал такой подход неточным и характеризовал термин «капитал», как «самовозрастающую стоимость». Маркс не отождествлял капитал с определённым видом имущества. Он подчёркивал значение комплекса общественных отношений, которые рассматривал необходимым условием «самовозрастания» стоимости.

По мнению Маркса, средство труда может стать капиталом (принесёт стоимости больше, чем его собственная стоимость) только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей силы. Например, сам по себе металлорежущий станок не приносит своему владельцу никакой новой стоимости. Использование станка лично владельцем не превращает станок в капитал. Даже если продукцию владелец не потребляет сам, а продаёт, то часть выручки будет амортизацией оборудования, а вторая часть — оплатой труда работавшего хозяина станка, которая не является прибылью. «Капиталом» станок становится лишь после найма рабочего или сдачи станка в аренду, так как лишь в этой ситуации полученное сверх амортизации разделяется на выплаченную заработную плату и прибыль владельца станка.

Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы.

Капитал — это не вещь, а определённое, общественное, принадлежащее определённой исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общественный характер. Капитал — это не просто сумма материальных и произведённых средств производства. Капитал — это превращённые в капитал средства производства, которые сами по себе столь же являются капиталом, как золото или серебро сами по себе — деньгами.

Маркс отмечал, что есть минимальный предел размера стоимости, пригодной для превращения в капитал. Маркс предположил, что минимальный размер переменного капитала равен затратам для найма одного работника на период цикла оборачиваемости. Минимальный размер постоянного капитала равен затратам на покупку сырья, материалов, амортизацию оборудования, необходимых нанятому рабочему на период цикла оборачиваемости. Сумма этих минимальных размеров даёт наименьшую величину стоимости, которую получится превратить в капитал.

Диалектика понимается как одна из универсальных особенностей взаимодействия между объектами материальными и духовными, имеющие выражение в форме законов и категорий. Маркс К. перенес диалектику из сферы духовной в сферу материальных отношений. Так появилась материалистическая диалектика, которая является методологической основой теории марксизма и диалектической логики.

Идеи марксизма – это продукция диалектики в том виде, в том понимании, как видел и понимал ее Маркс К.Поскольку реализация этих идей вызывает большие трудности, вполне естествен вопрос о соотношении идей марксизма – диалектике. Но для того, чтобы принять диалектику за эталон измерения, нам нужно разобраться в самой диалектике. С тем, насколько наше сегодняшнее понимание диалектики соответствует самой диалектике. Насколько наше мышление соответствует глубинной сути диалектики.

Онтология (знание о бытие) диалектики.

Одна из существенных особенностей диалектики состоит в том, что абсолютное большинство объектов реального мира представляют собой более или менее сложные системы и системы систем. В каждой из этих систем есть свои составляющие, которые и детерминируют специфику данной системы.

По своей природе диалектика системна. Т.е. представляет собой органическое единство различных составляющих, их взаимодействие и взаимовлияние.

Единство и борьба противоположностей представляет собой единство двух объектов, связанных между собой определенным взаимодействием. Каждый из объектов имеет форму и содержание. Содержание имеет количество и качество. Форма и содержание, количество и качество – в свою очередь являются противоположностями, связанными определенными соотношениями и взаимовлияниями.

Гносеология диалектики. Гносеология (процесс познания) – представляет собой довольно сложную сферу освоения реальности для человека. Гносеология сложна сама по себе. Эта сложность возрастает многократно, когда объектом познания становится диалектика. Сложность заключается в том, что для верного (адекватного) понимания реальности человек должен воспринимать одновременно много факторов со всеми их взаимовлияниями и взаимодействиями. Многие люди этих сложностей просто не знают и довольствуются тем потоком информации, который поступает в их сознание, не утруждая себя его осмыслением, фильтрацией, дифференциацией.

ДИАЛЕКТИКА КАПИТАЛА: всеобщая формула.

Товар-Деньги-Товар – в привычной нам сфере, человек продает свой товар, получая за это деньги, на которые удовлетворяет свои потребности.

Но, в мире капитализма, эта формула бессмысленна, так как капиталист ставит свой целью не только удовлетворение потребностей, но и наращивание капитала. Происходит это следующим образом.

Деньги – Товар(как продукт наемной рабочей силы+купленные средства производства) = Деньги1 То есть сумма нароженной стоимости в ввиде капитала.


Исторические и мировоззренческие предпосылки возникновения неоклассики. Изменение предмета и отправной теоретический пункт исследования. Экономические законы в трактовке неоклассиков.

Экономическая неоклассическая теория –основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики.

Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла «Принципы экономической науки» (1890).

Приставка НЕО (новый) появилась в результате «маржиналистской революции» в экономической теории. Маржинализм характеризуется следующими положениями:

v использованием предельных величин в анализе экономических процессов (предельная полезность и предельная производительность);

v исследованием поверхностных форм экономической жизни, причем исходным выступает изучение человеческих потребностей;

v сведением предмета экономической науки к изучению рационального распределения ограниченных ресурсов.

Маржиналистская революция проходила в два этапа:

Первый этап «маржиналистской революции» (К. Менгер, У.С.Джевонс, Л. Вальрас) Маржиналисты первого этапа сохранили идею стоимости как исходной категории, но заменили саму теорию стоимости. Стоимость – это не затраты на производство товара, а его предельная полезность. Отсюда меняется предмет изучения - со сферы производства на изучение сферы потребления.

Второй этап «маржиналистской революции» (Маршалл, Кларк, Парето) Они отказались от понятия «стоимость. В результате они объединили две теории стоимости (определяемой полезностью и определяемой производственными затратами), одновременно отказавшись от самого понятия стоимости и оставив только понятие цены, в равной степени зависящей от спроса и предложения.

Изменился и предмет исследования. Поскольку в том числе предметом исследования снова стала сфера производства (наряду со сферой потребления), маржиналисты второго этапа получили название «неоклассики». При этом они остались маржиналистами, более того, предельные величины стали использоваться не только применительно к проблемам спроса, но и к проблемам предложения.

Фундамент неоклассического направления составили разработки трех школ экономической науки:

§ австрийской (теория полезности);

§ кембриджской (теория частичного равновесия)

§ лозаннской (теория общего равновесия).

А. Маршал – создатель неоклассического направления – первым стал использовать и новое название этой области науки – экономикс.

Индивидуум в неоклассической системе находится в состоянии выбора. Количество благ, которые он может получить, ограничено либо запасом сил и времени, либо имеющимися у него деньгами. По мнению неоклассиков главный мотив человека – собственный интерес, удовлетворение своих различных потребностей. Господствует взгляд на экономику как на равновесную и относительно гармоничную систему, в которой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет в наибольшему благосостоянию всего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: