Классификация наблюдений производится по различным основаниям.
В зависимости от положения наблюдателя различают:
1. Простое – исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». В простом наблюдении он регистрирует события «со стороны». В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.
2. Соучаствующее, или включенное – исследователь имитирует участие в какой-то ситуации или принимает в ней участие;
a. Стимулирующее, или наблюдающее – исследователь создает некую экспериментальную обстановку для того, чтобы выяснить те состояния объектов, которые иначе не просматриваются.
По условиям организации наблюдения делятся на:
1. Полевые – наблюдения в естественных условиях;
2. Лабораторные – в экспериментальной ситуации.
По степени формализованности выделяют:
1. Неконтролируемое, или нестандартизованное, бесструктурное – исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом (общее наблюдение за явлением или объектом);
2. Контролируемое, или стандартизованное, структурное – исследователь регистрирует события по детально разработанной процедуре (фиксация заранее заданных признаков или характеристик объекта).
Наблюдение:
1. Неструктурированное – имеет только цель и объект;
2. Структурированное – имеет заданную схему наблюдения.