Достоинства метода фокус-группы

1) Считаются более дешевым методом, чем интервью. Они заметно сокращают время исследования. Нужный материал содержится в стенограммах или протоколах в несколько хаотичном виде, но более сконцентрированы, чем интервью. Безусловно, расшифровка неформализованного свободного интервью – это «китайская пытка».

2) Взаимодействие между респондентами в процессе работы дает столько новой информации, что ее не сравнить с процедурой индивидуального интервью.

3) Высказывания респондента являются стимулом для других участников, в свою очередь эти стимулы часто являются совершенно новыми для исследователя, поскольку он не могу предусмотреть их заранее.

4) Групповая дискуссия за счет высокого темпа работы способствует активизации ассоциативных связей у всех участников, их раскрепощенности (во время интеллектуальной работы стопоры снимаются) и, как следствие, спонтанности и многообразие ответов.

Недостатки метода фокус-группы

1) Очень высокие требования к модератору.

2) Фокус группы не позволяют раскрывать темы с большой глубиной. Фокус-группа в этом плане намного сильнее. Фиксируется всплеск, но модератор не может прокопать внутрь, только поверхностная фиксация.

3) Для прояснения тех момента, которые требуют размышления, развёрнутых обоснованных высказываний и уж тем более рефлексии, этот метод неприменим.

Билет 11. Тесты в социологическом исследовании. Определение. Назначение. Процедуры разработки. Области применения.

Тесты не относятся к социологическим методам. Считается, что тесты закреплены за областью психологии. Получив социологическое образование, мы должны знать, что такое тест, т.к. он довольно часто используется в социологических исследованиях.

В социологии часто приходится использовать самые различные тесты. В практической жизни процедура тестирования используется в таких областях деятельности как отбор и аттестация кадров (это массовая процедура сейчас), управление персоналом, обучение. В масштабных исследованиях тесты не используются. Любят использовать в практической деятельности. Тест позволяет установить с помощью определенной процедуры то, что на практике будем устанавливать долго. Пр.: способен ли человек к длинной рутинной деятельности или же быстрая ли у человека реакция. Такие качества как добросовестность, конфликтность, толерантность и т.п. могут быть выявлены с помощью определенных тестовых процедур.

Добрянков: качество полученных после тестов данных колеблется от 20 до 70%. Для некоторых специальностей даже 20%-ый отсев это очень важно. Но тестирование не гарантия. Человек способен к компенсаторике. Если человек знает проблему, он компенсирует дополнительной проверкой и т.п.

Особым вопросом является грамотное применение теста. Оно включает два момента: поиск тестов для конкретной группы с теми задачами, которые определяются именно для этой группы. И второе: поиск нормы для определенной группы тестируемых. Если для теста нет нормы, то это не тест! Скорость реакции у машиниста электропоезда и у менеджера разная и измяться должна по-разному.

Поскольку природа человека сложна, то использование одного единственного теста редко бывает эффективным и используются «батареи» тестов, то есть несколько тестов, соотношение которых заранее изучено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: