Согласие с автором основывается на сравнении с: (1) вашим пониманием содержания диаграммы, (2) вашим пониманием того, что должна содержать диаграмма. Поэтому для решения вопроса о согласии с автором нужно провести оценку декомпозиции, цели и точки зрения диаграммы, адекватности описания, точности изображения, активизации блоков.
Чтобы оценить декомпозицию диаграммы, спросите себя:
· Достаточна ли полная декомпозиция?
· Не отсутствует ли какой-нибудь блок?
· Нет ли блока, не относящегося к делу?
· Нет ли в декомпозиции каких-либо неожиданностей?
· Не сделал бы я совершенно другую декомпозицию?
· Чтобы определить цель и точку зрения диаграммы, уточните:
· На какие вопросы отвечает эта диаграмма?
· Соответствует ли это цели модели?
· С чьей точки зрения описана модель?
· Совпадает ли это с точкой зрения модели?
Чтобы оценить непротиворечивость диаграммы, спросите себя:
· Не является ли диаграмма слишком запутанной или слишком детальной, чтобы ответить на вопросы, связанные с целью модели?
|
|
· Не отвечает ли диаграмма на вопросы, не относящиеся к цели модели?
· Используются ли термины в одном и том же смысле?
· Все ли факты соответствуют точке зрения модели?
Чтобы оценить адекватность описания, спросите:
· Отражает ли модель реальность?
· Соответствует ли порядок расположения блоков убыванию их доминантности?
· Нет ли лишних или отсутствующих дуг между блоками?
Чтобы оценить точность представления, задайте вопросы:
· Не вводят ли в заблуждение названия блоков и дуг?
· Содержит ли ветви дуг только те данные, которые действительно нужны блоку?
· Не перекрываются ли функции двух блоков?
· Нет ли ненужных дуг, касающихся блока?
Для оценки правильности активизации блоков (т.е. какова возможная последовательность их функционирования в ходе реальной работы системы) спросите себя:
· Работает ли "нормальный" путь потока данных?
· Как ошибочные данные будут влиять на блок?
· Объясняются ли чем-либо ошибочные пути?
· Не должна ли функция выполнять больше, чем это определяется касающимися ее дугами?
И, наконец, один из самых полезных вопросов: "что нового я узнал, читая диаграмму?" Он ведет к последнему вопросу: "стоило ли читать диаграмму?". При положительном ответе, возможно, диаграмму стоит включить в модель.
Резюме
Умение читать диаграммы — один из основных навыков, необходимых участникам SADT-проекта. Первая цель процесса чтения состоит в том, чтобы разобраться в деталях диаграммы. Для этого вначале читают название и номер узла, блоки, внутренние дуги, авторские замечания и дополнительный материал. Вторая цель — понять непосредственный контекст диаграммы. Для этого изучают декомпозированный блок и его дуги, ICOM-коды, родительскую диаграмму и приложение к ней. Это помогает определить место диаграммы в модели. Последняя цель — критическая оценка представленного автором материала. Для этого читатель задает вопросы, связанные с использованием синтаксиса, названий блоков и дуг, стилем изложения и процессом активизации блоков. Все эти шаги предпринимаются читателем для выработки мнения об обоснованности и правильности диаграммы.
|
|
Дополнительная литература:
· Freedman, D., and Weinberg, G.: "Walkthroughs, Inspections, and Technical Reviews", Little Brown, Boston, 1982.
· MacKay, D.: Information, Mecanism and Meaning, MIT Press, Cambridge, Mass., 1969.
· Macnamara, J.: Names of Things, MIT Press, Cambridge, Mass., 1982.
· O’Rourke, J.: "Writing for the Reader", DEC, 1976.
· SofTech, Inc.: "IDEFO Forms and Procedures Guide", SofTech Deliverable no. 7500-11, September 1979.