Теоритическая подготовка и обучение архитектора

Процесс обучения архитектурной профес­сии включает сложную многокомпонентную деятельность студента, определяющую роль в которой играют связи между теоретически­ми знаниями и практическими дисциплинами с закреплением навыков творческого мышле­ния.

В основе комплекса теоретических знаний лежат: знания в области общественно-ЭКОНОМИЧЕСКИХ наук в области историко-художественных наук (история архитектуры, история искусств, история градостроительства); в области техни­ческих наук (высшая математика, начертатель­ная геометрия, теоретическая механика и со­противление материалов).

Комплекс общественных наук развивает у студента диа­лектический метод мышления, научную систе­му взглядов на социальную действительность.

Нового качественного уровня преподава­ния эстетики можно добиться, акцентируя вни­мание студентов на разработке эстетических проблем архитектуры во взаимо­связи с творческой проектной деятельностью. Тем же путем совершенствуется идейная на­правленность в постановке теории архитекту­ры и градостроительства. Историко-архитек­турные курсы показывают эволюцию социо­культурных исторических ситуаций, в которых развивается архитектура, включают теорети­ческие концепции, тем самым активно содей­ствуют выработке художественно-эстетических ценностных ориентаций и теоретическому осо­знанию особенностей развития архитектуры и градостроительства во времени1.

Комплекс историко-теоретических дисцип­лин развивает профессиональную культуру, формирует интеллектуально мыслящего сту­дента, сближает профессиональное архитек­турное образование с университетским.

Теоретические знания по архитектуре при­обретаются на протяжении всех лет обучения в результате интегрального освоения всех комплексов дисциплин, и прежде всего ряда архитектурных дисциплин.

Общая теория архитектуры должна дать студенту це­лостную концепцию профессии архитектора ■ условиях нашего общества, показать закономерности формообра­зования искусственной среды для различных процессов жизни и деятельности общества.

Формирование теоретических знаний у студента на­чинается с курса «Введение в профессию» (первый год обучения), в котором раскрывается понятие «архитекту­ра», ее социальные функции и содержание деятельности архитектора. Существенной частью собственно теории архитектуры является курс «Основы архитектурной ком­позиции», который освещает вопросы методологической связи между теоретическими основами формообразова­ния и композиционными закономерностями в архитектуре.

На уровне пропедевтического курса обу­чения закладываются основы преимуществен­но наглядно-визуального мышления.

Для развития умственной деятельности сту­дента принципиальное значение имеет взаи­модействие теории архитектуры и учебного проектирования.

Архитектурное проектирование может функционировать и развиваться только при теоретическом обосновании. Сложившиеся к началу профессионального архитектурного проектирования умственные формы деятель­ности становятся в обучении опорой для выпол­нения проектной деятельности в ее предмет­ной форме. Вместе с тем советская психоло­гия устанавливает определяющую роль пред­метного действия в процессе формирования умственной деятельности.

В работе над проектной моделью у студен­та складываются новые способы умственной деятельности, по своему содержанию отра­жающие внешние материальные формы проек­тирования. Возникая из предметных форм од­ной деятельности, умственные формы обеспе­чивают затем развитие предметных форм новой деятельности [75].

Теоретические познания должны побуж­дать развитие умственных способностей сту­дента в меняющихся ситуациях архитектур­ного проектирования. Совершенствование архитектурного проектирования следует вести в направлении научной и теоретической обо­снованности принятия решения, что обеспечи­вает наглядно-действенное мышление. Мето­дика архитектурного проектирования преду­сматривает применение исследовательского подхода, перевод проектного процесса в про­блемную ситуацию, что способствует развитию мыслительных способностей студентов, накоп­лению теоретических знаний и проверке их практикой.

Формирование теоретического мышления студента достигается в условиях учебного ар­хитектурного проектирования через междис­циплинарный комплексный метод, который обеспечивает научность обучения, что являет­ся важнейшим дидактическим принципом ов­ладения студентами профессией (см. гл. IV, 4.2). Благодаря такому взаимодействию про­цесс архитектурного проектирования пред­ставляет собой не просто совокупность твор­ческой деятельности и теоретического знания, а целостную область духовного производства. Работа над объектом проектирования поддер­живается знаниями, а знания закрепляются в процессе преобразования проектной модели. Теоретические знания помогают студенту ана­лизировать проектную модель на различных уровнях ее структурной организации. На проек­те проверяются теоретические концепции.

Таким образом, методика преподавания теоретических дисциплин должна так организо­вывать учебный материал, чтобы он входил в мыслительную и композиторскую деятель­ность учащихся в процессе архитектурного проектирован и я'.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: