Процесс обучения архитектурной профессии включает сложную многокомпонентную деятельность студента, определяющую роль в которой играют связи между теоретическими знаниями и практическими дисциплинами с закреплением навыков творческого мышления.
В основе комплекса теоретических знаний лежат: знания в области общественно-ЭКОНОМИЧЕСКИХ наук в области историко-художественных наук (история архитектуры, история искусств, история градостроительства); в области технических наук (высшая математика, начертательная геометрия, теоретическая механика и сопротивление материалов).
Комплекс общественных наук развивает у студента диалектический метод мышления, научную систему взглядов на социальную действительность.
Нового качественного уровня преподавания эстетики можно добиться, акцентируя внимание студентов на разработке эстетических проблем архитектуры во взаимосвязи с творческой проектной деятельностью. Тем же путем совершенствуется идейная направленность в постановке теории архитектуры и градостроительства. Историко-архитектурные курсы показывают эволюцию социокультурных исторических ситуаций, в которых развивается архитектура, включают теоретические концепции, тем самым активно содействуют выработке художественно-эстетических ценностных ориентаций и теоретическому осознанию особенностей развития архитектуры и градостроительства во времени1.
|
|
Комплекс историко-теоретических дисциплин развивает профессиональную культуру, формирует интеллектуально мыслящего студента, сближает профессиональное архитектурное образование с университетским.
Теоретические знания по архитектуре приобретаются на протяжении всех лет обучения в результате интегрального освоения всех комплексов дисциплин, и прежде всего ряда архитектурных дисциплин.
Общая теория архитектуры должна дать студенту целостную концепцию профессии архитектора ■ условиях нашего общества, показать закономерности формообразования искусственной среды для различных процессов жизни и деятельности общества.
Формирование теоретических знаний у студента начинается с курса «Введение в профессию» (первый год обучения), в котором раскрывается понятие «архитектура», ее социальные функции и содержание деятельности архитектора. Существенной частью собственно теории архитектуры является курс «Основы архитектурной композиции», который освещает вопросы методологической связи между теоретическими основами формообразования и композиционными закономерностями в архитектуре.
На уровне пропедевтического курса обучения закладываются основы преимущественно наглядно-визуального мышления.
|
|
Для развития умственной деятельности студента принципиальное значение имеет взаимодействие теории архитектуры и учебного проектирования.
Архитектурное проектирование может функционировать и развиваться только при теоретическом обосновании. Сложившиеся к началу профессионального архитектурного проектирования умственные формы деятельности становятся в обучении опорой для выполнения проектной деятельности в ее предметной форме. Вместе с тем советская психология устанавливает определяющую роль предметного действия в процессе формирования умственной деятельности.
В работе над проектной моделью у студента складываются новые способы умственной деятельности, по своему содержанию отражающие внешние материальные формы проектирования. Возникая из предметных форм одной деятельности, умственные формы обеспечивают затем развитие предметных форм новой деятельности [75].
Теоретические познания должны побуждать развитие умственных способностей студента в меняющихся ситуациях архитектурного проектирования. Совершенствование архитектурного проектирования следует вести в направлении научной и теоретической обоснованности принятия решения, что обеспечивает наглядно-действенное мышление. Методика архитектурного проектирования предусматривает применение исследовательского подхода, перевод проектного процесса в проблемную ситуацию, что способствует развитию мыслительных способностей студентов, накоплению теоретических знаний и проверке их практикой.
Формирование теоретического мышления студента достигается в условиях учебного архитектурного проектирования через междисциплинарный комплексный метод, который обеспечивает научность обучения, что является важнейшим дидактическим принципом овладения студентами профессией (см. гл. IV, 4.2). Благодаря такому взаимодействию процесс архитектурного проектирования представляет собой не просто совокупность творческой деятельности и теоретического знания, а целостную область духовного производства. Работа над объектом проектирования поддерживается знаниями, а знания закрепляются в процессе преобразования проектной модели. Теоретические знания помогают студенту анализировать проектную модель на различных уровнях ее структурной организации. На проекте проверяются теоретические концепции.
Таким образом, методика преподавания теоретических дисциплин должна так организовывать учебный материал, чтобы он входил в мыслительную и композиторскую деятельность учащихся в процессе архитектурного проектирован и я'.