Эстетическое воспитание и художественно – композиционная подготовка

Основные задачи эстетического воспитания в архитектурной школе — это, во-первых, по­степенная выработка системы эстетических представлений, ценностных ориентаций и фор­мирование эстетического вкуса и, во-вторых, развитие у студента творческих способностей и практических навыков в области изобрази­тельного искусства и архитектуры.

Первая задача решается приобщением сту­дентов к художественной культуре через оз­накомление с лучшими образцами искусства прошлого и настоящего (исторический цикл дисциплин, марксистско-ленинская эстетика) и воспитание у них способности воспринимать и оценивать искусство и архитектуру.

Курс «Истории искусств и архитектуры» слу­жит творческому освоению мирового архитек­турного и художественного наследия. В вузах РСФСР введен спецкурс по русской архитек­туре, в других республиках курсы националь­ных архитектур.

Вторая задача решается в процессе худо­жественной подготовки, когда студент осваи­вает графическую грамоту, приобретает зна­ния и навыки в различных видах изобразитель­ного искусства.

Дисциплина «Рисунок» включает цикл упражнений: изображение простых геометрических тел, гипсовых слеп­ков головы и фигуры, рисунок живой натуры (портрет, фи­гура), зарисовки архитектурных памятников и композици­онные наброски. Обучение рисованию воспитывает спо­собность видеть главное, схватить предмет в целом. Сту­дент приобретает опыт пространственного мышления, учится аналитически воспринимать и понимать форму предмета, его пластику, структуру, пропорции, расположе­ние в пространстве, светотеневые отношения. Рисование с натуры включает курс анатомии, длительный рисунок и наброски (см. рис. 1, 2, 3, 4 «Р»). Рисование по памяти осно­вано на навыках наблюдения действительности.

Овладение графическими навыками совершенствует способы выражения архитектурных замыслов, развивает пространственное и структурное воображение.

Дисциплина аЖивопись» включает: натурные задания на цветовые отношения, эскиз миниатюры и свето-цвето- вую среду в архитектурной графике; композиционные ра­боты над натюрмортом по объемно-пространственной и плоскостной изобразительной композиции и свето-цвето- воздушной перспективе в архитектурной графике; сопут­ствуют АП задания на выявление в макетах цвето-плоскост- ной, объемной и пространственной структуры; задание на колористику в проекте общественного здания; на синтез искусств в архитектуре в символической форме и в проек­те интерьера (см. рис. 1, 2, 3, 4 «Ж»).

Дисциплина «Скульптура» — построение барельефа, головы и фигуры человека, барельефного клейма в архи­тектуре (см. рис. 4 «С») — важна для раскрытия вырази­тельных возможностей плоскостной и объемной формы.

Преподавание художественных дисциплин служит не только прикладным целям, но вос­питанию единой эстетической платформы для архитектуры, скульптуры, живописи и декора­тивных искусств.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН — ОСНОВА АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для того чтобы педагог-архитектор смог ор­ганизовать занятия по архитектурному проек­тированию как стержневой, профилирующей дисциплине, ему необходимо понимать струк­туру учебного плана. Учебный план специаль­ности «архитектура» в соответствии с моделью специалиста исходит из общих принципов по­строения учебно-воспитательного процесса, идейно-политической направленности обуче­ния и воспитания и единства теории и практики в обучении [60, 1977, № 5,7]. Учебный план обеспечивает построение логически стройной системы обучения, предусматривающей взаим­ную координацию различных курсов и осущест­вление непрерывной подготовки студентов по фундаментальным и профилирующим дисцип­линам. Учебный план должен отвечать специ­фике архитектурной профессии и соответство­вать современному уровню архитектурного об­разования3 (табл. 1).

1.7.1. ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПЛАНА

На основе принципов оптимизации учебной информации и системности образования при составлении учебного плана следует:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: