Основные задачи эстетического воспитания в архитектурной школе — это, во-первых, постепенная выработка системы эстетических представлений, ценностных ориентаций и формирование эстетического вкуса и, во-вторых, развитие у студента творческих способностей и практических навыков в области изобразительного искусства и архитектуры.
Первая задача решается приобщением студентов к художественной культуре через ознакомление с лучшими образцами искусства прошлого и настоящего (исторический цикл дисциплин, марксистско-ленинская эстетика) и воспитание у них способности воспринимать и оценивать искусство и архитектуру.
Курс «Истории искусств и архитектуры» служит творческому освоению мирового архитектурного и художественного наследия. В вузах РСФСР введен спецкурс по русской архитектуре, в других республиках курсы национальных архитектур.
Вторая задача решается в процессе художественной подготовки, когда студент осваивает графическую грамоту, приобретает знания и навыки в различных видах изобразительного искусства.
Дисциплина «Рисунок» включает цикл упражнений: изображение простых геометрических тел, гипсовых слепков головы и фигуры, рисунок живой натуры (портрет, фигура), зарисовки архитектурных памятников и композиционные наброски. Обучение рисованию воспитывает способность видеть главное, схватить предмет в целом. Студент приобретает опыт пространственного мышления, учится аналитически воспринимать и понимать форму предмета, его пластику, структуру, пропорции, расположение в пространстве, светотеневые отношения. Рисование с натуры включает курс анатомии, длительный рисунок и наброски (см. рис. 1, 2, 3, 4 «Р»). Рисование по памяти основано на навыках наблюдения действительности.
Овладение графическими навыками совершенствует способы выражения архитектурных замыслов, развивает пространственное и структурное воображение.
Дисциплина аЖивопись» включает: натурные задания на цветовые отношения, эскиз миниатюры и свето-цвето- вую среду в архитектурной графике; композиционные работы над натюрмортом по объемно-пространственной и плоскостной изобразительной композиции и свето-цвето- воздушной перспективе в архитектурной графике; сопутствуют АП задания на выявление в макетах цвето-плоскост- ной, объемной и пространственной структуры; задание на колористику в проекте общественного здания; на синтез искусств в архитектуре в символической форме и в проекте интерьера (см. рис. 1, 2, 3, 4 «Ж»).
Дисциплина «Скульптура» — построение барельефа, головы и фигуры человека, барельефного клейма в архитектуре (см. рис. 4 «С») — важна для раскрытия выразительных возможностей плоскостной и объемной формы.
Преподавание художественных дисциплин служит не только прикладным целям, но воспитанию единой эстетической платформы для архитектуры, скульптуры, живописи и декоративных искусств.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН — ОСНОВА АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для того чтобы педагог-архитектор смог организовать занятия по архитектурному проектированию как стержневой, профилирующей дисциплине, ему необходимо понимать структуру учебного плана. Учебный план специальности «архитектура» в соответствии с моделью специалиста исходит из общих принципов построения учебно-воспитательного процесса, идейно-политической направленности обучения и воспитания и единства теории и практики в обучении [60, 1977, № 5,7]. Учебный план обеспечивает построение логически стройной системы обучения, предусматривающей взаимную координацию различных курсов и осуществление непрерывной подготовки студентов по фундаментальным и профилирующим дисциплинам. Учебный план должен отвечать специфике архитектурной профессии и соответствовать современному уровню архитектурного образования3 (табл. 1).
1.7.1. ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПЛАНА
На основе принципов оптимизации учебной информации и системности образования при составлении учебного плана следует: