Модель учебного творческого процесса проектирования

Методика придает учебному проектирова­нию характер единого творческого процесса, соответствующего специфике деятельности архитектора. Сущность архитектурного проек- \ тироваиия заключается в моделировании — создании проектной модели объекта в соот­ветствии с общественной, социально-культур­ной, утилитарно-практической и эстетической функциями и закономерностями формообра­зования.

Графическое моделирование заключено в создании набросков, рисунков, схем, эскизов и чертежей, отражающих состояние объекта на графических моделях в процессе проектирова­ния по отдельным стадиям.

Предметное моделирование или макетиро­вание состоит в объемно-пространственном выражении наших представлений об оригинале в материале макета и служит уточнению, раз­витию и проверке этих представлений.

Логико-математическое моделирование служит созданию количественных моделей, предполагает измерение компонентов объек­та и наличие критериев оценки, отображает зависимости между компонентами в виде фор­мул, уравнений и логических условий для целей оптимизации проектных решений.

Моделирование охватывает манипуляции архитектора от первичного наброска и эскиз­ного проекта до составления окончательного проекта.

В учебном процессе графическое и пред­метное моделирование служит постепенному усовершенствованию геометрических и прост­ранственных свойств задуманного трехмерного «оригинала», взаимосвязей его составных час­тей, конструктивной структуры и внешнего вида [210, с. 30].

Система учебной архитектурно-проектной деятельности представляется единством двух основных ее сторон — процесса и продукта. Процесс проектного моделирования — дина­мическая, временная характеристика этого единства, продукт — проект — его простран­ственная сторона.

В соответствии с динамикой и закономер­ностями творческого процесса методикой предлагается структурная модель учебного проектного моделирования, которая отражает процедуру моделирования, механизм развития проектной модели и временные отношения последовательного поэтапного решения про­ектной задачи. В основу организации струк­турной модели учебного проектирования по­ложен принцип трансформации этапов дея­тельности в структурные уровни развития мо­дели и ступени действий.

В замкнутом цикле проектного моделирова­ния вычленяются три основных, качественно отличных и взаимодействующих между собой этапа: подготовительный, предпроектный этап, этап творческого поиска и этап творческой разработки1 (схема 9). Каждому этапу разра­ботки учебного проекта соответствует опре­деленный структурный уровень организации

Заключительный этап учебного процесса состоит в оценке работ и подведении итогов и обсуждении результатов.

Фазы подразделяются на ступени, локаль­ные и относительно самостоятельные опера­ции, каждая из которых представляет собой дидактическую единицу процедуры проектно­го моделирования. Если для составления рабо­чего графика проектирования достаточно оп­ределения сроков исполнения этапов и фаз, то для программирования и управления про­ектной деятельностью следует определить цель каждого занятия в соответствии с разде­лением процесса на ступени (схемы 10а, 106).

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: