Методика придает учебному проектированию характер единого творческого процесса, соответствующего специфике деятельности архитектора. Сущность архитектурного проек- \ тироваиия заключается в моделировании — создании проектной модели объекта в соответствии с общественной, социально-культурной, утилитарно-практической и эстетической функциями и закономерностями формообразования.
Графическое моделирование заключено в создании набросков, рисунков, схем, эскизов и чертежей, отражающих состояние объекта на графических моделях в процессе проектирования по отдельным стадиям.
Предметное моделирование или макетирование состоит в объемно-пространственном выражении наших представлений об оригинале в материале макета и служит уточнению, развитию и проверке этих представлений.
Логико-математическое моделирование служит созданию количественных моделей, предполагает измерение компонентов объекта и наличие критериев оценки, отображает зависимости между компонентами в виде формул, уравнений и логических условий для целей оптимизации проектных решений.
|
|
Моделирование охватывает манипуляции архитектора от первичного наброска и эскизного проекта до составления окончательного проекта.
В учебном процессе графическое и предметное моделирование служит постепенному усовершенствованию геометрических и пространственных свойств задуманного трехмерного «оригинала», взаимосвязей его составных частей, конструктивной структуры и внешнего вида [210, с. 30].
Система учебной архитектурно-проектной деятельности представляется единством двух основных ее сторон — процесса и продукта. Процесс проектного моделирования — динамическая, временная характеристика этого единства, продукт — проект — его пространственная сторона.
В соответствии с динамикой и закономерностями творческого процесса методикой предлагается структурная модель учебного проектного моделирования, которая отражает процедуру моделирования, механизм развития проектной модели и временные отношения последовательного поэтапного решения проектной задачи. В основу организации структурной модели учебного проектирования положен принцип трансформации этапов деятельности в структурные уровни развития модели и ступени действий.
В замкнутом цикле проектного моделирования вычленяются три основных, качественно отличных и взаимодействующих между собой этапа: подготовительный, предпроектный этап, этап творческого поиска и этап творческой разработки1 (схема 9). Каждому этапу разработки учебного проекта соответствует определенный структурный уровень организации
|
|
Заключительный этап учебного процесса состоит в оценке работ и подведении итогов и обсуждении результатов.
Фазы подразделяются на ступени, локальные и относительно самостоятельные операции, каждая из которых представляет собой дидактическую единицу процедуры проектного моделирования. Если для составления рабочего графика проектирования достаточно определения сроков исполнения этапов и фаз, то для программирования и управления проектной деятельностью следует определить цель каждого занятия в соответствии с разделением процесса на ступени (схемы 10а, 106).
.