Организация учебного процесса

Руководство архитектурным проектирова­нием опирается на научную организацию учеб­ного процесса. Совершенствование подготовки архитекторов в условиях научно-технической революции предусматривает в области содер­жания образования его оптимизацию и кон­центрацию вокруг узловой дисциплины — архитектурного проектирования; в области методов и форм обучения — их интенсифи­кацию на основе повышения продуктивности творчески познавательной деятельности сту­дентов; в области средств обучения — их модернизацию и техническое совершенство­вание. Комплексное решение этих проблем составляет содержание методики и опреде­ляет научную организацию учебного процесса.

В рамках научной организации учебного процесса решаются методические, педагоги­ческие и организационные проблемы, обуслов­ленные спецификой деятельности архитектора, условиями интеллектуального творчества, осо­бенностью профессиональных методов.

Совершенствование высшего образова­ния ставит перед архитектурной школой ряд организационных задач. Важнейшие из них:

Укрепление вновь открытых отделений подготовки архитектурных кадров. Решение проблемы повышения эффективности и ка­чества подготовки архитекторов во вновь отк­рытых вузах лежит в привлечении к педа­гогической работе по архитектурному проек­тированию мастеров архитектуры — практи­ков, в развитии помощи новым вузам со стороны ведущих архитектурных школ страны в направлениях: обеспечения методическими разработками1; организации поездок опытных педагогов для чтения лекций и проведения курса проектирования во вновь организован­ных факультетах; стажировки молодых пе­дагогов в передовых вузах и проектных инсти­тутах; переподготовки на факультете повыше­ния квалификации педагогов при МАрхИ. Стоит задача улучшения материальной базы новых школ, более продуманного распреде­ления выпускников, а также ликвидации рас­пыленности в подготовке кадров путем соз­дания крупных архитектурных вузов, в первую очередь, в городах, где открыты два-три отделения.

Сближение высшей архитектурной школы с практикой. Эта проблема решается в следую­щих направлениях: заключение договоров на творческое содружество проектных кафедр с проектными и исследовательскими институ­тами, что предполагает исполнение курсовых и дипломных проектов по экспериментальным и реальным программам на конкретных си­туациях. Наиболее содержательные из них рекомендуются ГЭК к внедрению; выполне­ние педагогами экспериментальных и конкурс­ных проектов с привлечением студентов в рамках научно-исследовательского сектора или лаборатории; развитие деятельности сту­денческих конструкторских бюро; участие сту­дентов в открытых конкурсах и международных соревнованиях под руководством педагогов.

К числу мероприятий, сближающих вуз с практикой, относятся расширение произ­водственной практики и организация стажиров­ки после окончания школы. Одно из направ­лений связи вуза с практикой состоит в проведении ведущими педагогами консуль­таций в проектных организациях и экспертизы крупных практических проектных работ.

Использование ресурсов вузовской науки. Совершенствование организации научно-иссле­довательской работы вузов стоит в тесной связи с задачами повышения качества подго­товки специалистов. Проблема использования научного потенциала архитектурных вузов осуществляется в следующих направлениях: дипломное проектирование содержит эле­менты научного исследования; научные диссер­тации аспирантов и педагогов проводятся по актуальным темам; организация на кафедре научных семинаров, в вузе — научных кон­ференций; коллективы кафедр разрабатывают прогнозы на обозримое будущее в развитии архитектуры и градостроительства и перс­пективные проблемы архитектурной науки; кафедры подготавливают к печати учебники и учебные пособия для архитектурных вузов.

К числу методических и педагогических проблем, которые решаются учебной архи- тектурно-проектной деятельностью, относит­ся внедрение дидактических принципов.

6.1.1. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Дидактические принципы определяют ор­ганизационные формы и методы в соответст­вии с общими целями профессионального

образования и воспитания [145].

[1] Задача Методических центров МАрхИ, ЛИСИ, Свердлов­ского АИ.

Принцип идейности и научности обучения. Руководствуясь решениями XXV и XXVI съездов КПСС, в обучении углубляется комп­лексный подход к формированию марксистс­ко-ленинского мировоззрения студентов. Идейная направленность обучения обеспе­чивается как изучением общественных наук и теории архитектуры, так и архитектурным проектированием, позволяющим органи­чески связать проблемы марксистско-ленинс­кой идеологии с реальными задачами ар­хитектуры и строительства (см. гл. 1).

Закономерности построения архитектур­ного объекта раскрываются в полном соот­ветствии с требованиями науки.

Принцип сознательности и активности. Учебное проектирование — творчески актив­ный и сознательный процесс, в котором студент должен видеть ближайшие цели — разработку проектной модели и общую цель — освоение выбранной им профессии.

Педагог определяет на каждом этапе раз­работки проектной модели конкретную задачу, поддерживает у студента состояние творческой активности.

Сознательность студента проявляется в ответственном отношении к исполнению этих задач (гл. III).

Хорошо, если студент работает над проек­том из потребности в творчестве. Самостоя­тельность в выборе темы дипломного проекта повышает ответственность студента и обеспе­чивает его активность.

Принцип единства теории и практики в обучении. Теоретические и научные знания органически входят в профессиональное обу­чение. Творческий синтез преподанных сту­денту знаний по научным и техническим дис­циплинам и новых знаний осуществляется в комплексном проектировании, приближаю­щемся по своему характеру к практическому проектированию (см. гл. IV). Архитектурное проектирование является практической шко­лой усвоения и развития теоретических зна­ний.

Принцип систематичности и последователь­ности. Принцип выражается в логической пос­ледовательности заданий и чередовании тема­тики в АП. Руководители добиваются исполне­ния постадийного графика в сроки, наме­ченные рабочим планом проектирования, а также освоения студентами навыков профес­сионального труда архитектора. Систематич­ность занятий по АП — обязательное условие обучения. Подобно тому как музыканту необ­ходимо постоянно упражняться, чтобы сохра­нить беглость в технике игры, точно так же способности архитектора необходимо поддер­живать систематическими упражнениями, что­бы они не слабели и не притуплялись. Залогом

успеха в области АП являются интенсивность труда, дисциплина и культура творческого процесса [181].

Принцип высокого уровня трудности. Пос­ледовательное усложнение программ проекти­рования предполагает, что студент должен осваивать каждое последующее задание при затрате определенных умственных и творче- ких усилий. Формирование и развитие личных качеств студентов происходит тем успешнее, чем напряженнее его проектная деятель­ность. С переходом от курса к курсу у студента повышаются способность сосредото­читься на решении проектной задачи, творчес­кая требовательность к себе и самостоятель­ность.

Принцип прочного усвоения. Важно не только овладеть той или иной проектной темой, но и развить способность применять усвоен­ные знания и умения при разработке сход­ных, а также иных тем. Принцип прочного усвоения знаний требует повторения на разных уровнях образования заданий по наибо­лее важным видам архитектуры.

Принцип нагпядности. В учебном проекти­ровании этот принцип связан с использова­нием учебного кино, телевидения, с воссозда­нием трехмерного изображения объекта пу­тем исполнения рабочих макетов (гл. III). Принцип наглядности предполагает прове­дение лабораторных исследований с целью подтверждения принимаемых решений.

Принцип воспитания в коллективе. Обуче­ние в коллективе формирует идеологию учащегося, воспитывает чувство товарищества и солидарности. Организация проектирова­ния в учебных группах позволяет студентам учиться не только на своем проекте, но и проектах товарищей. Педагогическое влияние на студента, подобное влиянию коллектива, оказывает среда учебного заведения («стены учат»), творческий климат.

Принцип индивидуальной работы со сту­дентом. Эффективность индивидуальных ме­тодов обучения в организации обратных свя­зей. Индивидуальный процесс обучения обес­печивается: планированием занятий по ар­хитектурному проектированию с учетом ин­дивидуальных особенностей студентов; инди­видуальной консультацией педагога непос­редственно по студенческому проекту; са­мостоятельной работой студента под контро­лем педагога над решением отдельных проект­ных задач; участием студента в групповых дискуссиях и обсуждениях. Хотя деятельность студента носит не вполне самостоятельный характер, при этом обеспечивается быстрое развитие творческой личности студента.

Принцип воспитания личности. Воспитание личности архитектора осуществляется в про-

цессе учебной архитектурно-проектной дея­тельности и в «оде духовного развития лич­ности. Важной целью воспитания является формирование ответственного, новаторского отношения к профессиональному труду, пот­ребностей в приобретении знаний, мотивов к творческой деятельности. «Воспитание таких потребностей в человеке — важное условие последующего самообучения человека, залог его дальнейшего развития» [18, с. 7]. Воспи­тание происходит через общение и творчество ив каждом уровне обучения. Учебно-воспи- тательная деятельность педагога должна стимулировать развитие умственных, творчес­ких и нравственных качеств студента, учить его критически осмысливать свои действия, строго и объективно относиться к результатам своей работы. Воспитательный смысл содер­жится в не регламентированных расписанием занятиях, в системе поощрения авторов наи­более интересных проектов, в участии сту­дентов в проектных и научно-исследовательс­ких работах СКВ, педагогов кафедр и во внеучебной идейно-воспитательной работе.

Личностный подход в обучении и воспи­тании основывается на изучении индивидуаль­но-психологических особенностей учащегося, его задатков и способностей, склонностей и предпочтений. Обучать архитектурной дея­тельности — значит помимо прочего развивать необходимые для этого труда психические свойства учащегося.

Профессиональное обучение архитектора будет плодотворным, когда оно осуществляет­ся в соответствии с психологическими и ос­нованными на них педагогическими закономер­ностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: