Руководство архитектурным проектированием опирается на научную организацию учебного процесса. Совершенствование подготовки архитекторов в условиях научно-технической революции предусматривает в области содержания образования его оптимизацию и концентрацию вокруг узловой дисциплины — архитектурного проектирования; в области методов и форм обучения — их интенсификацию на основе повышения продуктивности творчески познавательной деятельности студентов; в области средств обучения — их модернизацию и техническое совершенствование. Комплексное решение этих проблем составляет содержание методики и определяет научную организацию учебного процесса.
В рамках научной организации учебного процесса решаются методические, педагогические и организационные проблемы, обусловленные спецификой деятельности архитектора, условиями интеллектуального творчества, особенностью профессиональных методов.
Совершенствование высшего образования ставит перед архитектурной школой ряд организационных задач. Важнейшие из них:
|
|
Укрепление вновь открытых отделений подготовки архитектурных кадров. Решение проблемы повышения эффективности и качества подготовки архитекторов во вновь открытых вузах лежит в привлечении к педагогической работе по архитектурному проектированию мастеров архитектуры — практиков, в развитии помощи новым вузам со стороны ведущих архитектурных школ страны в направлениях: обеспечения методическими разработками1; организации поездок опытных педагогов для чтения лекций и проведения курса проектирования во вновь организованных факультетах; стажировки молодых педагогов в передовых вузах и проектных институтах; переподготовки на факультете повышения квалификации педагогов при МАрхИ. Стоит задача улучшения материальной базы новых школ, более продуманного распределения выпускников, а также ликвидации распыленности в подготовке кадров путем создания крупных архитектурных вузов, в первую очередь, в городах, где открыты два-три отделения.
Сближение высшей архитектурной школы с практикой. Эта проблема решается в следующих направлениях: заключение договоров на творческое содружество проектных кафедр с проектными и исследовательскими институтами, что предполагает исполнение курсовых и дипломных проектов по экспериментальным и реальным программам на конкретных ситуациях. Наиболее содержательные из них рекомендуются ГЭК к внедрению; выполнение педагогами экспериментальных и конкурсных проектов с привлечением студентов в рамках научно-исследовательского сектора или лаборатории; развитие деятельности студенческих конструкторских бюро; участие студентов в открытых конкурсах и международных соревнованиях под руководством педагогов.
|
|
К числу мероприятий, сближающих вуз с практикой, относятся расширение производственной практики и организация стажировки после окончания школы. Одно из направлений связи вуза с практикой состоит в проведении ведущими педагогами консультаций в проектных организациях и экспертизы крупных практических проектных работ.
Использование ресурсов вузовской науки. Совершенствование организации научно-исследовательской работы вузов стоит в тесной связи с задачами повышения качества подготовки специалистов. Проблема использования научного потенциала архитектурных вузов осуществляется в следующих направлениях: дипломное проектирование содержит элементы научного исследования; научные диссертации аспирантов и педагогов проводятся по актуальным темам; организация на кафедре научных семинаров, в вузе — научных конференций; коллективы кафедр разрабатывают прогнозы на обозримое будущее в развитии архитектуры и градостроительства и перспективные проблемы архитектурной науки; кафедры подготавливают к печати учебники и учебные пособия для архитектурных вузов.
К числу методических и педагогических проблем, которые решаются учебной архи- тектурно-проектной деятельностью, относится внедрение дидактических принципов.
6.1.1. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Дидактические принципы определяют организационные формы и методы в соответствии с общими целями профессионального
образования и воспитания [145].
[1] Задача Методических центров МАрхИ, ЛИСИ, Свердловского АИ.
Принцип идейности и научности обучения. Руководствуясь решениями XXV и XXVI съездов КПСС, в обучении углубляется комплексный подход к формированию марксистско-ленинского мировоззрения студентов. Идейная направленность обучения обеспечивается как изучением общественных наук и теории архитектуры, так и архитектурным проектированием, позволяющим органически связать проблемы марксистско-ленинской идеологии с реальными задачами архитектуры и строительства (см. гл. 1).
Закономерности построения архитектурного объекта раскрываются в полном соответствии с требованиями науки.
Принцип сознательности и активности. Учебное проектирование — творчески активный и сознательный процесс, в котором студент должен видеть ближайшие цели — разработку проектной модели и общую цель — освоение выбранной им профессии.
Педагог определяет на каждом этапе разработки проектной модели конкретную задачу, поддерживает у студента состояние творческой активности.
Сознательность студента проявляется в ответственном отношении к исполнению этих задач (гл. III).
Хорошо, если студент работает над проектом из потребности в творчестве. Самостоятельность в выборе темы дипломного проекта повышает ответственность студента и обеспечивает его активность.
Принцип единства теории и практики в обучении. Теоретические и научные знания органически входят в профессиональное обучение. Творческий синтез преподанных студенту знаний по научным и техническим дисциплинам и новых знаний осуществляется в комплексном проектировании, приближающемся по своему характеру к практическому проектированию (см. гл. IV). Архитектурное проектирование является практической школой усвоения и развития теоретических знаний.
Принцип систематичности и последовательности. Принцип выражается в логической последовательности заданий и чередовании тематики в АП. Руководители добиваются исполнения постадийного графика в сроки, намеченные рабочим планом проектирования, а также освоения студентами навыков профессионального труда архитектора. Систематичность занятий по АП — обязательное условие обучения. Подобно тому как музыканту необходимо постоянно упражняться, чтобы сохранить беглость в технике игры, точно так же способности архитектора необходимо поддерживать систематическими упражнениями, чтобы они не слабели и не притуплялись. Залогом
|
|
успеха в области АП являются интенсивность труда, дисциплина и культура творческого процесса [181].
Принцип высокого уровня трудности. Последовательное усложнение программ проектирования предполагает, что студент должен осваивать каждое последующее задание при затрате определенных умственных и творче- ких усилий. Формирование и развитие личных качеств студентов происходит тем успешнее, чем напряженнее его проектная деятельность. С переходом от курса к курсу у студента повышаются способность сосредоточиться на решении проектной задачи, творческая требовательность к себе и самостоятельность.
Принцип прочного усвоения. Важно не только овладеть той или иной проектной темой, но и развить способность применять усвоенные знания и умения при разработке сходных, а также иных тем. Принцип прочного усвоения знаний требует повторения на разных уровнях образования заданий по наиболее важным видам архитектуры.
Принцип нагпядности. В учебном проектировании этот принцип связан с использованием учебного кино, телевидения, с воссозданием трехмерного изображения объекта путем исполнения рабочих макетов (гл. III). Принцип наглядности предполагает проведение лабораторных исследований с целью подтверждения принимаемых решений.
Принцип воспитания в коллективе. Обучение в коллективе формирует идеологию учащегося, воспитывает чувство товарищества и солидарности. Организация проектирования в учебных группах позволяет студентам учиться не только на своем проекте, но и проектах товарищей. Педагогическое влияние на студента, подобное влиянию коллектива, оказывает среда учебного заведения («стены учат»), творческий климат.
|
|
Принцип индивидуальной работы со студентом. Эффективность индивидуальных методов обучения в организации обратных связей. Индивидуальный процесс обучения обеспечивается: планированием занятий по архитектурному проектированию с учетом индивидуальных особенностей студентов; индивидуальной консультацией педагога непосредственно по студенческому проекту; самостоятельной работой студента под контролем педагога над решением отдельных проектных задач; участием студента в групповых дискуссиях и обсуждениях. Хотя деятельность студента носит не вполне самостоятельный характер, при этом обеспечивается быстрое развитие творческой личности студента.
Принцип воспитания личности. Воспитание личности архитектора осуществляется в про-
цессе учебной архитектурно-проектной деятельности и в «оде духовного развития личности. Важной целью воспитания является формирование ответственного, новаторского отношения к профессиональному труду, потребностей в приобретении знаний, мотивов к творческой деятельности. «Воспитание таких потребностей в человеке — важное условие последующего самообучения человека, залог его дальнейшего развития» [18, с. 7]. Воспитание происходит через общение и творчество ив каждом уровне обучения. Учебно-воспи- тательная деятельность педагога должна стимулировать развитие умственных, творческих и нравственных качеств студента, учить его критически осмысливать свои действия, строго и объективно относиться к результатам своей работы. Воспитательный смысл содержится в не регламентированных расписанием занятиях, в системе поощрения авторов наиболее интересных проектов, в участии студентов в проектных и научно-исследовательских работах СКВ, педагогов кафедр и во внеучебной идейно-воспитательной работе.
Личностный подход в обучении и воспитании основывается на изучении индивидуально-психологических особенностей учащегося, его задатков и способностей, склонностей и предпочтений. Обучать архитектурной деятельности — значит помимо прочего развивать необходимые для этого труда психические свойства учащегося.
Профессиональное обучение архитектора будет плодотворным, когда оно осуществляется в соответствии с психологическими и основанными на них педагогическими закономерностями.