Ниже мы рассмотрим ряд известных эмпирических исследований, которые связаны единством тематики: несмотря на различие конкретных задач они посвящены не изучению частных аспектов восприятия, а более глобальной проблеме — построению целостного образа предметного мира. Представленные ниже результаты объединены общим подходом, или парадигмой, построения эмпирического исследования: экспериментаторы создают необычные условия для зрительного восприятия. Исходя из известной двуплановости восприятия вводят явное несоответствие между чувственной тканью и предметным содержанием, т.е. с помощью искажения проксимального стимула нарушают привычную структуру перцептивного образа, а затем изучают, как изменилось предметное восприятие, оценивая эффекты перцептивной адаптации.
Искажение сетчаточных образов достигается с помощью использования специальных устройств-очков, снабженных линзами и призмами, изменяющими положение или ориентацию проксимального стимула. Используются следующие приемы.
|
|
1. Инверсия — переворачивание изображения по вертикали, т.е. меняется положение верха и низа.
2. Реверсия — переворачивание изображения по горизонтали, т.е. то, что расположено слева от наблюдателя, проецируется в правую сторону сетчатки.
3. Инверсия и реверсия одновременно.
4. Смещение проекции объекта в поле зрения на определенный угол.
5. Изменение знака диспаратности, вызывающее искажение восприятия глубины.
6. Смещение изображения во времени: нарушение сенсомоторной координации «глаз—рука» с помощью введения временнойзадержки между движением руки и видеоизображением на мониторе.