Лонгитюдный метод

Под лонгитюдным методом подразумеваются неоднократные наблюдения за явлением во времени с целью выявления постоянных аспектов и изменений и их объяснения.

Можно заметить, что лонгитюдный метод является особым типом наблюдения. Его целью является установление причин внутренних индивидуальных изменений у одного индивидуума, различных индивидуумов и в различных группах. Многие считают, что этот метод является идеальным для возрастной психологии, которая может быть определена как наука, предметом которой являются изменения, происходящие в человеческом поведении в зависимости от возраста.

В начале развития возрастной психологии широко использовался лонгитюдный метод. Действительно, имеется много дневников и биографий, в которых описывается поведение детей в ходе их развития. Тем не менее до 20-х годов этот метод не использовался широко по причине отсутствия методов анализа текстов. И только с развитием тестологии, используемой Терманом (Terman) с 1916 года, лонгитюдный метод вновь начал широко применяться. Однако после первых исследований в 30-х–40-х годах начинается блокада этого метода по экономическим причинам, а также вследствие практической сложности проведений лонгитюдных исследований и по причине распространения бихевиоризма, согласно которому идеальным методом является экспериментальный. Как говорилось выше, применение метода наблюдений оказалось приостановленным.

В последние 30 лет ученые снова открыли лонгитюдный метод. Этому способствовали:

1. Упадок бихевиоризма и утверждение других психологических течений, таких, как когнитивизм.

2. Открытия Ж. Пиаже.

3. Распространение исследований ²лайф–спэн² (life–span), в которых большое внимание уделяется непрерывности развития человека с детства до взрослости. Основное предположение состоит в том, что развитие – это процесс, длящийся всю жизнь.

Для получения данных при лонгитюдном методе можно использовать тесты, анкеты или метод наблюдения. Некоторые исследования подразумевают также измерение непсихологических данных (например, физических характеристик испытуемых или данных, относящихся к их среде обитания). Временная дистанция между измерениями при лонгитюдном исследовании зависит от рассматриваемого периода жизни. Например, для взрослого неделя – это очень короткий промежуток времени, в то время как для новорожденного – это очень значительный промежуток времени. Однако, несмотря на это, лучше всего проводить наблюдения с постоянными интервалами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: