Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание

Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство.

На ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, связанное с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.

Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией.

В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.; уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.

Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание.

Как особый вид можно выделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. Об их особенностях мы поговорим в дальнейшем при обсуждении проблемы мировоззрения человека.

В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:

· религиозное - основанное на традиции и индивидуальной вере;

· философское - основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;

· позитивное - научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.

Пути достижения истины многообразны. Однако в современной литературе принято выделять два вида знания: научное, вненаучное (знание – это информация любого вида).

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Признаки вненаучного знания: знание несистематизированное, не формализованное в понятиях, формулах и т. д., знание, которое не опирается на научную картину мира (не нуждающееся в научных результатах). Вненаучное знание подразделяется на:

1. Донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки (современная наука появилась примерно с 17 в.: Р. Декарт, Ф. Бекон), знания, которые не подтверждаются экспериментом.

2. Паранаучное знание – астрология, экстратенсорные знания (“пара” – около, рядом) – это знания, научные по форме, но не научные по содержанию (уфология – “уфо” – это научный слоган), это знания, не совместимые с научным стандартом.

3. Вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире, сознательное введение ошибок, сознательное введение научных знаний и представлений. Признаки: нетерпимость, фанатизм. В основном используется в рекламной деятельности.

4. Антинаучное знание – бессознательное, ошибочное. Например: любая утопия (место, которого нет), вера в панацею (лекарство от всего).

Общие признаки вненаучного знания:

1. Личностное, индивидуальное знание, построенное на внутреннем одобрении.

2. Знание, строящееся на вере, интуиции. Вера – знание с внутренним одобрением.

3. Знания, основанные на теории, эксперименте и т. д.

4. Знания, не поддающиеся строгой классификации.

5. Знания, связанные с сенсацией, необъяснимым, со скандалом.

Признаки научного знания: знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); знание, оформленное в теории, принципах, законах; знание сущностное, знание повторяемое (не всегда получается); знание системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличии от религии, культуры, искусства и т. д.). Научное знание обладает особым научным языком.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: