Разновидности качественных исследований

1. Исследование отдельной общности/ кейс-стади. Специфика состоит в глубинном изучении своеобразия объекта, выводы о результатах обычно носят сугубо локальный, прикладной характер.

2. Этнографические исследования имеют описательный характер и представляют собой многосто­ронний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры.

3. Исторические исследования, или устная история, обычно описывают субъективный опыт переживания определенных исторических событий. Интерес социоло­га направлен на изучение локальных или общезначимых исторических событий. Историческое исследование осо­бенно ценно, если отсутствует достаточная документаль­ная информация о событии общесоциального масштаба.

4. История семьи. Это направление изучает взаимо­действие семьи и общества на протяжении поколений.

5. История жизни, человека от детства к взрослению и старению является одним из самых распрос­траненных. Метод получения информации — биографическое интер­вью представляет собой жизненное повествование о себе и своей жизни.

6. Групповая дискуссия, или метод "фокус-группы ", — способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей.

Многообразие техник качественного исследования отличает этот подход от "количественного". Исследователь волен изобретать способ действия и собственную стратегию, подходящую для его исследовательской ситуации. (Тактики: длительный непосредственный контакт, использование разноплановых источников инфы).

Считается, что качественный метод требует небольших материальных затрат, но собственно интеллектуальные затраты исследователя здесь очень велики.

Могут применяться одновременно разные методы сбора данных: наблюдение, сбор документов, глубинные интервью. Принципы действий исследователя при этом весьма схожи, поэтому мы описываем их в общем виде на примерах биографических интервью как наиболее распространенном методе сбора качественных данных.

Следует иметь ввиду две основные особенности позиции исследователя при качественном подходе:

1. В отличие от роли беспристрастного регистратора фактов, социолог занимает здесь двойственную позицию — "сочувствующего" участника и "стороннего" наблюдателя. Активная позиция является объектом дискуссий сторонников и противников такого вмешательства.

2. Установление доверительных партнерских отношений "на равных". Человек пред­ставляет для исследователя интерес не просто в качестве "источника информации", но как личность с уникаль­ным жизненным опытом и со своим миром образов и переживаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: