1. Исследование отдельной общности/ кейс-стади. Специфика состоит в глубинном изучении своеобразия объекта, выводы о результатах обычно носят сугубо локальный, прикладной характер.
2. Этнографические исследования имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры.
3. Исторические исследования, или устная история, обычно описывают субъективный опыт переживания определенных исторических событий. Интерес социолога направлен на изучение локальных или общезначимых исторических событий. Историческое исследование особенно ценно, если отсутствует достаточная документальная информация о событии общесоциального масштаба.
4. История семьи. Это направление изучает взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений.
5. История жизни, человека от детства к взрослению и старению является одним из самых распространенных. Метод получения информации — биографическое интервью представляет собой жизненное повествование о себе и своей жизни.
|
|
6. Групповая дискуссия, или метод "фокус-группы ", — способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей.
Многообразие техник качественного исследования отличает этот подход от "количественного". Исследователь волен изобретать способ действия и собственную стратегию, подходящую для его исследовательской ситуации. (Тактики: длительный непосредственный контакт, использование разноплановых источников инфы).
Считается, что качественный метод требует небольших материальных затрат, но собственно интеллектуальные затраты исследователя здесь очень велики.
Могут применяться одновременно разные методы сбора данных: наблюдение, сбор документов, глубинные интервью. Принципы действий исследователя при этом весьма схожи, поэтому мы описываем их в общем виде на примерах биографических интервью как наиболее распространенном методе сбора качественных данных.
Следует иметь ввиду две основные особенности позиции исследователя при качественном подходе:
1. В отличие от роли беспристрастного регистратора фактов, социолог занимает здесь двойственную позицию — "сочувствующего" участника и "стороннего" наблюдателя. Активная позиция является объектом дискуссий сторонников и противников такого вмешательства.
2. Установление доверительных партнерских отношений "на равных". Человек представляет для исследователя интерес не просто в качестве "источника информации", но как личность с уникальным жизненным опытом и со своим миром образов и переживаний.