Введение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАГИСТРАТУРЫ

Направление магистерской подготовки Менеджмент

Магистерская программа Управлениечеловеческимиресурсами

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Конфликтология»

ТЕМА РАБОТЫ

«Межличностные конфликты: причины и мотивы возникновения»

Магистрант: Бокоев С.М., дневное отделение. 1 курс

Научный руководитель:доцентДергальП.П.

Оценка научного руководителя:__________________________

Санкт-Петербург


Содержание

Введение….…………………………………………………………………………………………………............3

Глава 1. Общее понятие конфликта, его разновидности……………………….…………….6

1.1 Конфликт как форма взаимодействия, виды конфликтов, их особенности… 6

1.2 Специфика конфликтного взаимодействия в организациях………………............10

1.3 Причины возникновения конфликтов в организации……………………………………12

1.4. Мотивы возникновения конфликтов……………………………………………………………..16

1.5 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях…………………………………...........18

Глава 2. Практическое исследование влияния потребностей на выбор стратегии поведения……………………………………………………………………….......................................21

2.1. Построение и организация эксперимента……………………………………………………..21

2.2. Процедура эксперимента……………………………………………………………………………….23

Выводы……………………………………………………………………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………………………………..…………31

Приложения…………………………………………………………………………………………………………..33


Введение

В процессе взаимодействия людей происходит постоянное соприкосновение их ценностей, интересов, взглядов, мотивов, психологических особенностей и других характеристик, составляющих ядро индивидуальности той или иной личности. Различия в данных показателях зачастую лежат в основании возникновения конфликтов, как в личной, так и профессиональной сферах жизни.

В результате профессиональных конфликтов нарушается общий эмоциональный фон, снижается трудоспособность и результативность деятельности организации в целом. Именно поэтому проблема возникновения конфликтов в организации, поиска путей оптимизации взаимодействия и выхода из конфликтов между сотрудниками является очень актуальной. Конструктивное взаимодействие, основанное на партнерстве, взаимопонимании и работе на общий результат существенно сказывается на эффективности организации и ее конкурентоспособности. Необходимо особо отметить роль руководителя организации в создании условий для развития такого взаимодействия в коллективе [20].

Многие великие мыслители прошлого представляли человеческое общество как носитель непрекращающейся тотальной вражды всех и каждого. Т. Гоббс называет естественное состояние человечества, еще не ограниченное существованием государства и законов, «войной всех против всех». «Человек человеку волк»,— гласит старая латинская пословица. «В самом понятии духа лежит, что человек от природы зол», — говорит Г. Гегель.

Действительно, каждый человек и каждая социальная группа имеют конкретные экономические, политические, социальные интересы и очень часто они оказываются противоположными аналогичным интересам других людей и социальных групп. Гегель пишет: «Человек ставит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность». Преследуя свои интересы, человек неизбежно наталкивается на сопротивление других и вступаете ними в противоборство, иначе говоря, вступает в конфликт.

Конфликт в самом общем смысле — это антагонистическое отношение между двумя или несколькими участниками действия, по крайней мере один из которых стремится установить свое господство над социальным полем их взаимоотношений.

Теоретическое исследование данной проблемы осуществлялось многочисленными зарубежными и российскими исследователями в рамках таких научных дисциплин как социология, психология, конфликтология, менеджмент, теория организации, психология управления и т.д. Так, среди социологов изучением природы конфликта занимались Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, И.Д. Ладанов, К.А. Радугин.

В рамках психологии в исследование конфликта внесли свой вклад: М. Шериф, Д. Рапопорт, Р. Доз, Л. Томпсон, К. Томас, М. Дойч, Д. Скотт, 3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей, Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер, Ф. Хайдер, Д.П. Кайдалов, Е.И. Суименко, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.Г. Казаков, А.А. Ершов и многие другие.

Цель работы - изучить специфику межличностных конфликтов в организации.

Задачи работы:

1. изучить специфические особенности конфликтов в организациях;

2. проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций в организациях;

3. рассмотреть мотивы возникновения конфликтов;

4. изучить особенности мотивационно-потребностной сферы личности и выявить их влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.

Объект исследования: влияние мотивационно-потребностной сферы личности на поведение субъекта в конфликте.

Предмет исследования: степень удовлетворенности основных потребностей и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Гипотеза: В процессе взаимодействия между людьми на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации оказывает существенное влияние степень удовлетворенности основных потребностей.

Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы (аналитический, гипотетико-обобщающий методы).

Выборка исследования: сотрудники коммерческой компании в количестве 30 человек (мужчины). Возраст от 24 до 35 лет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: