Фактор | Высокие результаты (+) (8–10 стенов) | Низкие результаты (–) (1–3 стена) | |
А | Циклотимия – шизотимия | Добродушный, сердечный, легко приспосабливающийся | Сердитый, мрачный, непреклонный |
В | Абстрактность – конкретность мышления | Абстрактно мыслящий | Конкретно мыслящий |
С | Эмоциональная зрелость – нейротизм | Эмоционально устойчивый, выдержанный, спокойный | Эмоционально неустойчивый, чувствительный, нервный |
Ε | Доминантность – подчиненность | Властный, энергичный, инициативный, независимый | Покорный, пассивный, подчиняющийся, зависимый |
F | Сургенция – десургенция | Экспансивный, храбрый, веселый, разговорчивый | Рассудительный, осторожный, серьезный, молчаливый |
G | Сила суперэго (сверх-Я) | Добросовестный, упрямый, стойкий, обязательный | Недобросовестный, непостоянный, переменчивый, необязательный |
Η | Решительность – нерешительность | Надежный, смелый, склонный к риску | Ненадежный, несмелый, избегающий риска |
I | Чувствительность – нечувствительность | Мягкосердечный, чувствительный, утонченный, мягкий | Суровый, жестокий, самоуверенный, твердый |
L | Подозрительность – доверчивость | Подозрительный, скрытный, раздражительный | Доверчивый, откровенный, спокойный |
Μ | Непрактичность – практичность | Непрактичный, капризный, мечтательный | Практичный, реалистичный |
Ν | Расчетливость – безыскусность | Искушенный, опытный, хитрый | Прямолинейный, наивный, откровенный |
Неуверенность – уверенность | Неуверенный, беспокойный, тревожный | Самоуверенный, самонадеянный, спокойный | |
Q1 | Радикализм – консерватизм | Прогрессивный, самостоятельный | Инертный, следующий традициям |
Q2 | Независимость – зависимость | Независимый от группы, самостоятельный | Зависимый от группы, несамостоятельный |
Q3 | Высокая самооценка – низкая самооценка | Контролирующий себя, исполняющий долг | Плохо контролирующий свои действия, безвольный, пренебрегающий общепринятыми правилами |
Q4 | Напряженность – расслабленность | Фрустрированный, собранный, энергичный | Флегматичный, расслабленный, спокойный |
Важное значение при интерпретации результатов по 16-факторному опроснику придается четырем факторам второго порядка (особенно первым двум из них): F1 – низкая тревожность – высокая тревожность; F2– интроверсия – экстраверсия; F3 – утонченная эмоциональность – динамическая уравновешенность; F4 – подчиненность – независимость.
«Личностный опросник Айзенка». Опросники Айзенка (а их существует пять) создавались на основе определенной теоретической концепции, разработанной автором. Его опросник, опубликованный в 1963 году EPI (Eysencu Personality Inventory), был предназначен для измерения нейротизма и экстраверсии и снабжен шкалой лжи.
Г. Айзенк, также как и И.П. Павлов, считал, что существует взаимосвязь качественного своеобразия индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности и свойств личности, хотя эта зависимость и не является абсолютной. Вводя в опросник шкалу нейротизма, автор предложил разделение типов не только по симптомокомплексу экстраверсии–интроверсии, но и стабильности. Шкала стабильности была названа нейротизмом, под которым подразумевалась совокупность психических особенностей, характеризующая личность и в норме, и в патологии. Нейротизм – понятие, близкое к эмоциональной лабильности, неуравновешенности, тревожности. Чем ниже индекс нейротизма, получаемый по методике, тем личность более эмоционально устойчива, менее тревожна, более уравновешенна.
Для экстраверсии, определяемой с помощью теста, характерно общительное, активное, оптимистичное, самоуверенное, импульсивное поведение; для интроверсии – поведение необщительное, спокойное, вдумчивое, рассудительное, сдержанное. Индивидуумам с высокими показателями неустойчивости свойственно поведение под влиянием настроения, вспыльчивое, сверхчувствительное, тревожное, недовольное, ригидное, в то время как устойчивым индивидам – спокойное, беззаботное, надежное, непринужденное, миролюбивое. Распределение обоих измерений экстраверсии–интроверсии и устойчивости–неустойчивости в целом нормальное, так что испытуемый может находиться в любой точке квадранта, ограниченного двумя измерениями, и согласно этому отличается соответствующими свойствами характера.
По мнению психологов, изучавших с помощью этого опросника значимость некоторых черт личности в процессе профессиональной адаптации, эта методика с достаточной долей вероятности выявляет эмоционально неуравновешенных пилотов [304]. При сопоставлении выраженности нейротизма и экстраверсии у абитуриентов летных училищ оказалось, что лицам, не прошедшим по конкурсу в училище, по сравнению с зачисленными более свойственен ней-ротизм и менее свойственна экстраверсия [319]. Многие авиационные психологи понимают экстраверсию, определяемую по опроснику Айзенка, как энергетический параметр личности, лежащий в основе профессиональной адаптации. Этим обосновывается применение данного опросника в практике отбора в летные училища.
«Цветовой тест Люшера» основан на представлении о том, что выбор цвета отражает характер направленности личности на определенную деятельность, особенности настроения и функционального состояния, а также наиболее устойчивые черты личности. Мнения о психодиагностической ценности этой методики противоречивы, хотя определенные тенденции к стабильности получаемых результатов обследования отмечаются многими авторами. Интерпретация показателей этого теста весьма сложна и требует от психолога специальной подготовки и опыта, как, впрочем, и для использования других методов изучения личности.
Краткий вариант теста (восьмицветовой ряд) представляет собой набор таблиц разного цвета: 1) темно-синего; 2) сине-зеленого; 3) оранжево-красного; 4) желтого; 5) фиолетового; 6) коричневого; 7) черного и 8) серого. Цвета разделяются на основные (первые четыре) и дополнительные. Основные цвета: синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность), зеленый (чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство), оранжево-красный (степень волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение), желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость). Дополнительные цвета (5–8) символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением.
Тест заключается в том, что обследуемый выбирает цвета в нисходящем порядке предпочтения: сначала цвет, который нравится более всего, затем цвет, стоящий по привлекательности на втором месте, и т. д. до последнего цвета, который вызывает наибольшую антипатию. М. Люшер дал примерную характеристику позиций по выбранным позициям цветов:
1-й выбор предпочтительного цвета отражает способ, средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без лишнего напряжения);
2-й выбор предпочтительного цвета показывает цель, к которой стремится обследуемый;
3-й и 4-й выборы цвета отражают внутреннее ощущение (самооценку) ситуации, в которой находится обследуемый, или образ действий, который подсказывает ситуация;
5-й и 6-й выборы цвета как бы свидетельствуют о том, что обследуемый не связывает свое состояние, мотивы с данными цветами;
7-й и 8-й выборы цвета характеризуют стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемое данным цветом.
Более глубокая интерпретация результатов обследования проводится на основе сопоставления цветовых выборов и, в частности, цветовых пар в различном их сочетании, а также по развернутой характеристике психологического содержания цветовой символики [170, 252].
«Характерологический опросник Леонгарда». Тест предназначен для выявления акцентуаций характера, то есть определенного его направления. Опросник содержит 88 вопросов– 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью. Вторая – возбудимую акцентуацию. Третья – глубину эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая – склонность к педантизму. Пятая – повышенную тревожность. Шестая – склонность к перепадам настроения. Седьмая – демонстративность поведения испытуемого. Восьмая – неуравновешенность поведения. Девятая – степень утомляемости. Десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования. Испытуемый отмечает согласие («+») или несогласие («–») с каждым утверждением. Обработка результатов с помощью «ключа» позволяет определить преобладание черты (тип) характера в соответствии с номерами шкал – «демонстративный», «педантичный», «застревающий», «возбудимый», «гипертимический», «дистимический», «тревожно-боязливый», «циклотимический», «аффективно-экзальтированный», «эмотивный» тип [170, 225].