Перенос представлений о жизни на искусство

В сложнейших процедурах разведения «представлений о жизни» и «представлений об искусстве» на основе эмпирических данных нам удалось обнаружить, что спо­собность прочтения зрителями наиболее сложных — худо­жественно-образных — систем значений произведения ис­кусства может не только отсутствовать, подменяться пер­вичными — миметическими — значениями, просто подме­няться представлениями о жизни, но и, более того, может осуществляться перенос представлений о жизни на искусство.

В этой ситуации обыденный зритель считает, что осо­бая миссия художника и цель искусства как раз и со­стоит в достоверном отображении «сюжетов из жизни», положительных переживаниях и т. д. Такое проецирова­ние одних систем установок на другие связано с идеей, что роспись не просто «написана ради того, чтобы точно отобразить жизнь» (скажем, показать правильный чер­теж буровой установки), но что именно в этом и состоит ее достоинство как произведения искусства.

Интересно, что спроецированные на искусство жизнен­ные представления такого зрителя выполняют, как ни парадоксально, особые эстетические функции. В данном типе восприятия эстетическое присутствует, но в «свер­нутом» виде, что значительно усиливает конечное воздей­ствие произведения искусства на зрителя.

Заканчивая анализ обыденно ориентированных зрите­лей, отметим, что мы выбрали работу чисто фигуратив­ную с подробно и точно выписанны­ми деталями. Это дало возможность рассмотреть некоторые социально-психоло­гические механизмы восприятия, но оставило открытым вопрос: как «работает» такой тип восприятия при созер­цании произведений, напи­санных с большей мерой услов­ности? Если художник затрудняет действие механизма сличения («как в жизни — не так, как в жизни») — можно ли утверждать, это восприятие остается обыденно-ориентированным?

По нашему мнению, при всех возможных изменениях содержательной стороны восприятия принципы действия его ведущих механизмов будут аналогичны рассмотрен­ным. Эта гипотеза, несомненно, требует своего специаль­ного исследования в сфере социального функционирова­ния раз­личных видов искусств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: