Системы питания двигателей 15 страница


го

ел 0\


7 8


Рис. 4.82. Задний ведущий мост грузовых автомобилей КамАЗ:

/ — шайба; 2 — контргайка; 3 — ступица; 4 — сапун; 5 — ведущий вал; 6, 7, 12 — шестерни; 8 — картер; 9 — балка; 10 — сателлит;

/7 — крестовина; 13 — корпус; 14 — полуось; 15 — гайка


О

Рис. 4.83. Задний ведущий мост грузовых автомобилей МАЗ:

сателлит; 5

ю а — продольный разрез; б ~ редуктор; в — схема; / — крышка; 2, 15 — чашки; 3, 6, 11, 13 — шестерни; 4 — а
^ 7 — ступица; 8 — труба; 9 — полуось; 10 — картер; 12 ~ корпус; 14 — балка


Межосевой дифференциал конический, симметричный, мало­го трения; имеет конструкцию, аналогичную межколесному диф­ференциалу. Межосевой дифференциал состоит из разъемного кор­пуса, крестовины, четырех сателлитов и двух конических шестерен привода среднего и заднего ведущих мостов. Блокировка межосево­го дифференциала осуществляется специальным механизмом, кор­пус которого укреплен на картере дифференциала. Привод меха­низма блокировки дифференциала пневматический, рычаг его уп­равления находится на щитке приборов в кабине водителя.

Задний ведущий мост грузовых автомобилей МАЗ (рис. 4.83) включает в себя стальную литую балку, двойную главную переда­чу, конический дифференциал и бесфланцевые полуоси.

К центральной части балки 14 моста прикреплен картер /^глав­ной передачи и дифференциала. В полуосевые рукава балки моста запрессованы стальные толстостенные трубы 8, на которых на двух роликовых подшипниках установлены ступицы ведущих колес автомобиля.

Двойная главная передача — разнесенная. Она состоит из цент­ральной и колесных передач.

Центральная передача выполнена в виде пары конических ше­стерен со спиральными зубьями и вместе с дифференциалом раз­мещена в литом картере 10. Ведущая коническая шестерня //с валом установлена на трех роликовых подшипниках, а ведомая коническая шестерня 13 прикреплена к корпусу ^дифференци­ала. Дифференциал конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный.

Колесная передача — планетарная и состоит из ведущей (сол­нечной) шестерни 3, трех сателлитов 4, наружной 2 и внутрен­ней 15 чашек и ведомой (коронной) шестерни 6. Все шестерни колесной передачи цилиндрические, прямозубые. Солнечная шес­терня и сателлиты имеют наружные зубья, а коронная шестерня — внутренние зубья. Солнечная шестерня установлена на шлицах по­луоси, а сателлиты — на роликовых подшипниках на осях 5, за­крепленных в наружной и внутренней чашках колесной переда­чи, которые соединены болтами и жестко связаны балкой моста. Коронная шестерня и крышка / прикреплены к ступице 7 колеса автомобиля.

Передача крутящего момента от полуоси на ступицу колеса осуществляется через солнечную шестерню, сателлиты и корон­ную шестерню. Крышка /, коронная шестерня 6 и ступица 7 коле­са образуют вращающийся картер, в который заливают масло для смазывания шестерен передачи и подшипников ступицы колеса. Внутренняя полость колесной передачи связана через сапун с ок­ружающей средой.

Комбинированный мост. Этот мост выполняет функции веду­щего и управляемого мостов одновременно.


Комбинированный мост (рис. 4.84, а) включает в себя главную передачу, дифференциал и привод ведущих управляемых колес. Главная передача 1 и дифференциал 2 имеют такую же конструк­цию, как и главная передача и дифференциал заднего ведущего моста. Привод ведущих управляемых колес представляет собой карданные передачи с карданными шарнирами 4 равных угловых скоростей. Конструкция привода ведущих управляемых колес за­висит от типа их подвески.

У грузовых автомобилей при зависимой подвеске колес (рис. 4.84, б) и неразрезной балке ведущего моста в приводе колес применяются карданные передачи с одним карданным шарни­ром Травных угловых скоростей. Крутящий момент к карданно­му шарниру 4 подводится от дифференциала 2 внутренней полу­осью 3, Наружная полуось 5 имеет фланец, от которого крутящий момент передается на ступицу 6 колеса. Ступица установлена на поворотной цапфе в двух подшипниках, и полуоси 3 и 5 передают только крутящий момент.

Рис. 4.84. Схемы комбинированного моста (а) и привода (6, в, г) веду­щих управляемых колес:

1 — главная передача; 2 — дифференциал; 3, 5 — полуоси; 4, 7 — карданные

шарниры; 6— ступица





У легковых автомобилей при независимой подвеске ведущих управляемых колес (рис. 4.84, в) обычно используют карданные передачи с двумя шарнирами 4 равных угловых скоростей. При этом внутренние шарниры обеспечивают вертикальные перемещения колес, а наружные шарниры — их поворот. При независимой под­веске колес иногда используют карданные передачи с двумя кар­данными шарнирами 7 неравных угловых скоростей и с одним карданным шарниром травных угловых скоростей (рис. 4.84, г).

Конструкции комбинированных мостов. На рис. 4.85 показан пе­редний мост легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимо­сти.

Передний мост — комбинированный. Он выполняет функции ведущего и управляемого мостов одновременно и имеет постоян­ный привод от раздаточной коробки. Передний мост автомобиля включает в себя: картер, главную передачу, дифференциал и при­вод передних колес. Картер 4 переднего моста выполнен в виде неразъемного корпуса с развитой средней частью. Он отлит из

Рис. 4.85. Передний ведущий мост легковых автомобилей ВАЗ повышен­ной проходимости:

/, 2, 9 — крышки; 3 — шпилька; 4 — картер; 5 — сапун; 6 — кронштейн; 7 — дифференциал; 8 — главная передача; 10, 11 — пробки; 12 — подшипник; 13

шарнир


алюминиевого сплава. К средней части корпуса прикреплены крышки 9 и 2. Крышка 9 отлита из алюминиевого сплава, а крыш­ка.2 отштампована из листовой стали. В крышке 9 имеется сливное отверстие с резьбовой пробкой 10. По бокам корпуса изготовлены специальные фланцы для установки крышек 1 подшипников 12 корпусов внутренних шарниров 13 привода передних колес. Внут­ри картера переднего моста размешаются главная передача 8 и дифференциал 7. Картер переднего моста крепится к кронштей­нам двигателя с помощью двух шпилек 3 и кронштейна 6. В картер моста через отверстие с резьбовой пробкой 11 заливается транс­миссионное масло. Внутренняя полость картера через сапун 5 со­общается с атмосферой.

Главная передача и дифференциал переднего моста имеют та­кое же устройство, как у заднего моста, и детали их унифициро­ваны (см. рис. 4.77).

Привод передних колес передает крутящий момент от диффе­ренциала к передним управляемым колесам. Привод передних ко­лес (рис. 4.86) представляет собой карданную передачу, которая включает в себя вал, наружный и внутренний шарниры. Вал 10 привода выполнен сплошным. На концах вала имеются шлицы для установки наружного и внутреннего шарниров привода. На­ружный шарнир привода передних колес состоит из корпуса /, обоймы 3, шести шариков 4 и сепаратора 7. Внутри корпуса шар­нира и снаружи его обоймы имеются специальные канавки, в которых размещаются шарики. Шарики обеспечивают подвижное соединение корпуса и обоймы шарнира. Обойма 3 шарнира не­подвижно закреплена на шлицевом конце вала 10 стопорным 2 и упорным 8 кольцами. Шарнир защищен от пыли, грязи и влаги чехлом Я который имеет защитный кожух 6. Чехол и кожух за-

2 34 56 78 9 5 10 6 9 5 8 11 2

Рис. 4.86. Привод передних колес легковых автомобилей ВАЗ повышен­ной проходимости:

Л // — корпуса; 2, 8 — кольца; 3 — обойма; 4 — шарик; 5 — хомут; 6 — кожух; 7— сепаратор; 9 — чехол; 10 — вал


креплены хомутами 5. Корпус / наружного шарнира имеет шли-цевой наконечник, с помощью которого он соединяется со сту­пицей переднего колеса автомобиля. Внутренний шарнир привода передних колес имеет устройство, аналогичное наружному шар­ниру. Однако он несколько отличается от наружного шарнира по своей конструкции. Корпус // внутреннего шарнира также имеет шлицевой наконечник, которым он соединяется с полуосевой шестерней дифференциала переднего моста автомобиля. Конст­рукция шарниров привода передних колес позволяет передавать крутящий момент при значительных углах между валами, макси­мальные значения которых составляют 42° для наружного шарни­ра и 18° — для внутреннего. При сборке в шарниры закладывается специальная смазка в количестве 75 см3 в наружный шарнир и 150 см3 во внутренний. В процессе эксплуатации автомобиля шар­ниры в дополнительном смазывании не нуждаются.

Переднеприводные легковые автомобили ВАЗ имеют передние комбинированные мосты. Главная передача этих мостов одинар­ная, цилиндрическая, косозубая. Дифференциал конический, сим­метричный, малого трения, двухсателлитный. Главная передача и дифференциал размещены в едином картере с коробкой передач (см. рис. 4.35).

Привод передних колес переднеприводного автомобиля (рис. 4.87) состоит из двух карданных передач, каждая из которых включает в себя вал, наружный и внутренний шарниры. Вал 1 привода лево­го колеса выполнен сплошным, а вал 2 привода правого колеса — трубчатым. На концах валов изготовлены шлицы, на которых уста­навливаются наружные /и внутренние //шарниры. Наружный /и внутренний //шарниры имеют аналогичное устройство и незна­чительно отличаются по своей конструкции. Каждый шарнир со­стоит из корпуса 3, обоймы 5, сепаратора 6 и шести шариков 7. Шарики размещаются в канавках, изготовленных в корпусе и обой­ме шарнира. У наружного шарнира / канавки в продольной плос- \ кости выполнены по радиусу, что обеспечивает передачу крутя-.| щего момента под углом до 42°. Обойма 5 наружного шарнира не­подвижно закреплена на шлицевом конце вала привода стопор­ным 4 и упорным 10 кольцами. У внутреннего шарнира //канавки сделаны прямыми, что компенсирует изменение длины привода при движении за счет продольного перемещения обоймы 5 внут­ри корпуса шарнира. Продольное перемещение обоймы ограни­чивается фиксатором 12, установленным в канавке корпуса, и пластмассовым буфером 13, закрепленным в торце вала привода. \ Наружный и внутренний шарниры защищены от пыли, грязи и вла-: ги гофрированными чехлами 9, которые закреплены хомутами 8 < и //. Шлицевым наконечником наружный шарнир соединяется со ступицей переднего колеса автомобиля, а внутренний шарнир — ^ с полуосевой шестерней дифференциала коробки передач.


Рис. 4.87. Привод управляемых колес переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ:

/, 2 — валы; 3 — корпус; 4, 10 — кольца; 5 — обойма; 6 — сепаратор; 7 — шарик; 8, 11 — хомуты; 9 — чехол; 12 — фиксатор; 13 — буфер; /, // — наружный

и внутренний шарниры

При сборке шарниры заполняются специальной смазкой в коли­честве 40 см3 в наружный шарнир и 80 см3 во внутренний. Во время эксплуатации автомобиля шарниры не требуют дополнительного смазывания, если защитные чехлы обеспечивают их герметичность.

В переднеприводном легковом автомобиле с продольным рас­положением двигателя главная передача вместе с дифференци­алом и полуосевыми фланцами размещена в картере 30 главной передачи (см. рис. 4.37). Ведущая шестерня 10, изготовленная вме­сте с ведомым валом 25, установлена на двух подшипниках и имеет осевой канал для подвода масла к подшипникам шестерен 26 и 28 соответственно I и II передач. Ведомая шестерня 31 главной пере­дачи прикреплена самоконтрящимися болтами 35 к корпусу /диф­ференциала. Ось ведущей шестерни смещена вверх на 32 мм отно­сительно оси ведомой шестерни. Правильное положение ведущей шестерни относительно ведомой обеспечивается регулировочными Шайбами 24. Ведущую шестерню фиксируют в требуемом осевом положении регулировочной самоконтрящейся гайкой 22.

Межколесный дифференциал конический, симметричный, двух­сателлитный, малого трения. Он распределяет крутящий момент





поровну между ведущими колесами автомобиля. Корпус /диффе­ренциала отлит из высокопрочного чугуна и установлен в подшип­никах 9. Затяжку подшипников и зацепление зубьев ведущей 10 и ведомой 31 шестерен главной передачи регулируют регулировоч­ными гайками 5, в которые запрессованы манжеты 6, исключа­ющие утечку масла из картера главной передачи. Внутри корпуса дифференциала закреплена ось 2 с двумя сателлитами 3. Сателли­ты находятся в постоянном зацеплении с шестернями 34, соеди­ненными со шлицевыми концами полуосевых фланцев 7. Сател­литы и шестерни дифференциала выполнены прямозубыми и имеют сферические опорные поверхности, что исключает приме­нение для них опорных шайб. На корпусе дифференциала напрес­сована пластмассовая ведущая шестерня 33 привода спидометра.

Полуосевые фланцы служат для передачи крутящего момента от дифференциала к приводу передних колес автомобиля.

Полуосевой фланец выполнен в виде сплошного вала. Внут­ренний конец его имеет шлицы, а наружный —- фланец. Внутрен­ним концом он связан с шестерней 34, находящейся в корпусе дифференциала, а фланцем — с корпусом внутреннего шарнира привода передних колес.

От осевого смещения полуосевой фланец удерживается пру­жинным стопорным кольцом 8.

Привод передних колес автомобиля (рис. 4.88) состоит из двух карданных передач, каждая из которых включает в себя вал, на­ружный и внутренний шарниры. Вал 8 привода выполнен сплош- ' ным. На его концах изготовлены шлицы, на которых установлены наружный и внутренний шарниры. Шарниры имеют аналогичное устройство, но несколько отличаются по своей конструкции. Каж­дый шарнир состоит из корпуса 1, обоймы 3, сепаратора 2 и ше­сти шариков 4. Шарики размешаются в канавках, изготовленных в корпусе и обойме шарнира.

I 10 11


У наружного шарнира канавки в продольной плоскости вы­полнены по радиусу, что обеспечивает передачу крутящего мо­мента под углом 45°. Обойма наружного шарнира неподвижно за­креплена на шлицевом конце вала привода стопорным кольцом 6. У внутреннего шарнира канавки сделаны прямыми, что обеспе­чивает передачу крутящего момента под углом до 18° и компенси­рует изменение длины привода при движении за счет продольно­го перемещения обоймы внутри корпуса шарнира.

Перемещение обоймы ограничивается пружинным 13 и сто­порным 10 кольцами, установленными в канавках вала привода. Наружный и внутренний шарниры защищены от пыли, грязи и влаги гофрированными чехлами 7, изготовленными из высоко­прочной и эластичной резины. Чехлы закреплены на валу и кор­пусах шарниров хомутами 5 и 9.

Шлицевым наконечником наружный шарнир соединяется со ступицей 14 переднего колеса автомобиля, закрепленной само-



Рис. 4.88. Привод управляемых колес переднеприводных легковых автомобилей АЗЛК:

/ — корпус; 2 — сепаратор; 3 — обойма; 4 — шарик; 5, 9 — хомуты; 6, 10, 13 — кольца; 7 — чехол; 8 — вал; // — фланец; 12 — болт; 14 — ступица; 15 — гайка


Рис. 4.89. Передний ведущий мост грузовых автомобилей ГАЗ:

Кб — подшипники; 2 — ступица; 3 — фланец; 4, 9 — полуоси; 5 — цапфа; 7 — крышка; 8 — шаровая опора; 10 — шарнир равных угловых скоростей; // —

шкворень





контрящейся гайкой 15. Внутренний шарнир своим корпусом кре­пится шестью болтами 12 к полуосевому фланцу 11. При сборке шарниры заполняют смазочным материалом.

Передний ведущий мост грузовых автомобилей ГАЗ повышен­ной проходимости (рис. 4.89) имеет такую же конструкцию глав­ной передачи и дифференциала, как и задний ведущий мост. На концах балки моста находятся шаровые опоры 8 поворотных цапф 5. Внутренняя полуось 9 моста соединена с наружной полу­осью 4 карданным шарниром 10 равных угловых скоростей шари­кового типа. Наружная полуось 4 расположена внутри полой пово­ротной цапфы 5.

Шкворень // выполнен разрезным, состоит из двух шипов, закрепленных в шаровой опоре 8. На шипах шкворня на ролико­вых подшипниках ^установлен корпус поворотной цапфы. Под­шипники закрываются крышками. Верхняя крышка /одновре­менно является рычагом поворотной цапфы. Крутящий момент к переднему ведущему управляемому колесу подводится наруж­ной полуосью 4 через фланец 3, установленный на ее шлицах, и ступицу 2, вращающуюся на двух конических роликовых подшип­никах / на поворотной цапфе 5.

На рис. 4.90 представлена конструкция переднего ведущего моста грузовых автомобилей ЗИЛ высокой проходимости. Главная пе­редача моста — двойная центральная. Она состоит из двух пар шестерен — конической //со спиральными зубьями и ци­линдрической 8 с косыми зубьями. Дифференциал 9 конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный. Главная пе­редача и дифференциал размещены в картере 10, который кре­пится к центральной части балки /2 моста. К концам балки моста прикреплены шаровые опоры 15 для поворотных цапф /. Внутри каждой поворотной цапфы размещена наружная полуось 2, кото­рая соединяется с внутренней полуосью 13 шариковым карданным шарниром 14 равных угловых скоростей. На шлицах наружной по­луоси установлен фланец 3 для крепления к ступице 5 ведущего управляемого колеса.

Шкворень для поворота колеса сделан разрезным и состоит из двух шипов 6, которые жестко закреплены в шаровой опоре. На шкворне на роликовых конических подшипниках /установле­на поворотная цапфа, а на ней также на роликовых конических подшипниках 4 — ступица колеса, имеющего шину с регулируе­мым давлением.

Передний ведущий мост грузовых автомобилей «Урал» высо­кой проходимости показан на рис. 4.91. Главная передача и диф­ференциал расположены в картере, прикрепленном к балке мос­та. Главная передача моста — двойная центральная. Коническая пара шестерен главной передачи имеет спиральные зубья, а ци­линдрическая пара шестерен — косые. Межколесный дифферен-


Рис. 4.91. Передний ведущий мост грузовых автомобилей «Урал» высокой

проходимости:

1,6 — полуоси; 2 — цапфа; 3 — фланец; 4, 7 ' — вилки; 5, 8 — кулачки; У — диск; 10 — шаровая опора; 11 — шип; 12 — шина; 13 — ступица

циал — конический, симметричный, малого трения, четырехса-теллитный. По концам балки моста установлены шаровые опоры 10 поворотных цапф, внутри которых размещены наружные полуоси. Наружная полуось / соединяется с внутренней полуосью 6 кар­данным шарниром равных угловых скоростей кулачкового типа. Вилки 4\\ 7карданного шарнира связаны с полуосями / и бшлице-выми соединениями. В вилках могут поворачиваться кулачки 5 и 8, которые шарнирно соединены между собой диском Р, входящим в их вырезы. При передаче крутящего момента, когда наружная и


       
   
 
 


12 3 4 5

внутренняя полуоси могут располагаться под углами до 50°, каж­дый из кулачков поворачивается одновременно относительно вилки и оси диска.

Наружная полуось 1 крепится к ступице 13 колеса при помоши зубчатого фланца 3, Шкворень поворотной цапфы состоит из двух отдельных шипов 11, закрепленных в шаровой опоре. На шлицах шкворня на конических роликовых подшипниках установлена поворотная цапфа 2 колеса. Шина 12 колеса имеет регулируемое давление воздуха в пределах 0,05...0,35 МПа.

На рис. 4.92 представлен передний ведущий мост четырехосно­го грузового автомобиля МАЗ. Колеса моста имеют независимую подвеску. Главная передача моста разнесенная. Центральная кони­ческая передача 1 вместе с коническим четырехсателлитным сим­метричным дифференциалом малого трения расположены в кар­тере, установленном на раме автомобиля.

Колесные передачи 4 планетарного типа. Связь между цент­ральной и колесной передачей осуществляется через внутреннюю полуось 2, карданную передачу 3 с двумя карданными шарнира­ми 7 неравных угловых скоростей, шариковый карданный шар­нир 6 равных угловых скоростей и наружную полуось 5 разгружен­ного типа.

Передний управляемый мост. Поперечная балка с ведомыми управляемыми колесами, к которым не подводится крутящий момент от двигателя, называется передним управляемым мостом. Этот мост не ведущий и служит для поддержания несущей систе­мы автомобиля и обеспечения его поворота.

Передние управляемые мосты различных типов широко приме­няются на легковых, грузовых автомобилях и автобусах с колесной формулой 4 х 2, а также на грузовых автомобилях с колесной фор­мулой 6 х 4.

В зависимости от типа подвески управляемых колес передние мосты автомобилей могут быть неразрезными и разрезными. В не­разрезных мостах управляемые колеса непосредственно связаны с балкой моста. В разрезных мостах связь управляемых колес с бал­кой моста осуществляется через подвеску. Неразрезные мосты при­меняются на грузовых автомобилях и автобусах при зависимой подвеске колес. Разрезные мосты устанавливаются на легковых автомобилях и автобусах при независимой подвеске колес.

Передний неразрезной мост (рис. 4.93, а) представляет собой балку 4 с установленными по обоим концам поворотными цапфа­ми 2. Балка кованая стальная, обычно двутаврового сечения. Сред­няя часть балки выгнута вниз для более низкого расположения двигателя и центра тяжести автомобиля с целью повышения его устойчивости. В бобышках балки закреплены неподвижно шквор­ни 3, на которых установлены поворотные цапфы 2. На поворот­ных цапфах на подшипниках установлены ступицы с управляемыми


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: