Прил0жение 9. Характеристика некоторых особенностей современного искусства

Характерной чертой современного искусства является разнообразие направлений, жанров и форм. Причин этому несколько, одна из них — невиданные возможности, прежде всего технические, которые изменили методы и формы творческой и созидательной деятельности практически во всех видах искусства. Поэтому иногда искусство XX в называют общим термином — авангард или стиль авангарда.

Вторая половина XX в. — это период быстрого и во многих отношениях кардинального изменения положения человека в обществе и на производстве. Человек в полной мере ощутил себя властелином мира, создал новую среду обитания, превратившись из существа, управляющего отдельной машиной, механизмом, в менеджера, организатора всего процесса хозяйственной или любой другой человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря использованию искусственного интеллекта — компьютера и информационных технологий. Вместе с тем, получив возможность связи с любым уголком земного шара и доступ к любой информации, человек ощутил хрупкость и уязвимость мира, планеты в целом, и своего существования на ней. Многоликостью мира, стран, народов, культур определяется глобальность проблем и сложность их решения. Многие достижения и идеи прошлого оказались бесполезными: ни научные, ни экономические, ни политические или социальные ценности не служат гарантией и поддержкой человеку. Поэтому не случайно такую огромную популярность приобрело искусство.

Центральная мысль большинства деятелей искусства: воздействуя на культурную среду обитания человека, совершенствуя условия его жизни и творчества, развивая межкультурный диалог, искусство может служить средством гармоничного обустройства общества. При этом одни ищут выход в продолжении культурных традиций прошлого, другие — в разработке принципиально новых форм, третьи — в обретении утраченных связей с природой, четвертые — в научно-техническом прогрессе.

В искусстве все это реализуется в двух основных аспектах: создание интернационального стиля и (или) развитие традиций национальных школ с последующим обменом.

Архитектура. Современная архитектура — это пестрый, разнообразный мир. Главная особенность: архитектура развивалась параллельно с развитием современного зодчества (строительства). Лучшие зодчие-строители были одновременно теоретиками-исследователями архитектуры. Очень часто их новаторские идеи вначале не находили поддержки и реализовывались в единичных постройках, а уже затем получали всеобщее признание и распространение. Так, в XX в. круг замкнулся. Начинался новый виток в развитии искусства, опять, как много веков назад, и зодчие и архитекторы, (только теперь уже не порознь, а вместе) выступали создателями новых стилей и направлений в искусстве.

Начиная с 1950-х гг. строительная техника переживала бурный подъем. Это в первую очередь было связано с широким использованием современных материалов и конструкций: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических пленок, металлокерамики, различного вида каркасов и др.

В США достаточно продолжительное время господствующим направлением был функционализм: формы зданий и сооружений элементарны, экономичны и функциональны; пространственное развитие определено прямыми плоскостями, стены в таком построении ничего не несут, только лишь выделяя некоторые части пространства. «Тело» здания представляет собой коробку, параллелепипед; рисунок фасада формируется наружным конструктивным каркасом внешней стены и членением этажей ленточными (опоясывающими здание) окнами. Монументальность таких сооружений достигалась увеличением вертикальных размеров до гигантских масштабов. Небоскребы — образы силы и престижа — стали архитектурным стандартом для многих стран.

В сооружениях брутализма (от англ. brutal — «грубый») каркас здания, конструкционная основа выставлены напоказ (пример — работа П.Л.Нерви и А. Вителлоцци — Малый дворец спорта в Риме).

Главным направлением европейской архитектуры в 50— 70-х гг. XX в. являлось градостроительство. Это было связано не только с необходимостью восстановления разрушенных городов, но и с бурной урбанизацией (повышение роли городов в развитии общества, увеличение численности городского населения, расширение старых и строительство новых городов) в ряде стран. Это дало архитекторам уникальную возможность претворить в жизнь принципиально новые типы городов. Примером такого уникального проекта может служить город Бразилия, который в плане напоминает летящую птицу (архитектор Лусиу Коста).

Органичная архитектура ознаменовала своеобразное возвращение к природе, попытку включения построек в ландшафт, свободные композиции и применение природных материалов. Примерами могут служить: Вилла Кауфмана (работа Фрэнка Ллойда Райта) и музей Гугген-хейма.

Господствующим направлением архитектуры 1960—1970-х гг. считается новое барокко: криволинейные формы и конструкции, принцип которых нередко заимствован из мира живой природы. Примеры: Эро Саа-ринен — аэровокзал компании TWA в Нью-Йорке; Йорн Утцон — оперный театр в Сиднее.

В 1970— 1990-х гг. господствовали идеи постмодернизма. Здания и ансамбли этого направления — причудливое сочетание разнородных форм. Часто в них воспроизводятся мотивы антично-ренессансного зодчества, но без музейного почитания, с игривой иронией или как карикатура.

На рубеже XX—XXI вв. архитекторы стараются определить облик будущей среды обитания человека с учетом влияния новейших информационных технологий.

Так, например, оригинальное развитие идей конструктивизма в сочетании с национальными традициями нашло в творчестве метаболи-стов (греч. «метаболэ» — «перемена», «превращение»). В здании они различают постоянную, структурную основу и дополнительные элемен-

ты, сменяемые по мере необходимости. Пример: работа Кэндзо Тангэ — Центр средств массовой информации (г Кофу, Япония).

С другой стороны, архитекторы и создают принципиально новые типы городского архитектурного пространства. Примером может служить проект Дефанс — деловой и жилой комплексы на западной окраине Парижа, сочетание зданий различной высоты, разнообразных по планировке (прямоугольные, в форме креста, трилистника, арки и др.), по цвету, оформлению фасада, световому и цветовому решению. Однако общий архитектурный силуэт сохраняет гармоничное равновесие.

Изобразительное искусство XX в. представлено в значительной степени авангардом. Каждое из его многочисленных направлений имеет самостоятельное значение, выявляя, однако, лишь какую-то одну сторону этого движения в художественной культуре.

Их общей чертой является активное вытеснение традиционных средств и материалов изобразительного искусства. Поэтому первое впечатление от авангардного произведения искусства (живописи или скульптуры) — «все не так, все неверно». Но именно утверждение, что так никогда не делалось, и подвигает многих художников на создание принципиально новых, авангардистских произведений. Чтобы всесторонне и правильно оценить их, надо учитывать, что авангард — это не только искусство, но и особый способ познания.

Экспрессионизм — направление в искусстве, эмоциональный в центре внимания которого — человек с израненной, больной душой. В произведениях экспрессионистов перспектива, планы, пропорции, цвет и свет произвольно изменяются, преувеличиваются ради усиления экспрессии. Экспрессионисты — талантливые организаторы напряженных форм. Их произведения — сочетание старого изобразительного языка и новых, авангардных изобразительных элементов. В последние годы преобладают черты лирического и меланхолического экспрессионизма (например, во Франции) или абстрактного экспрессионизма (в США).

Абстракционизм подразделяется на две ветви, каждая из которых фиксирует одну из двух сторон действительности: геометрическая абстракция — состояние жизни, выраженное в четко очерченных, почти правильных конфигурациях, и лирическая абстракция — процессы жизни, выраженные в свободно текущих формах. Обе ветви абстрактного искусства в разных странах широко представлены, например, в живописи 1950-1970-х гг.

Один из крупнейших художников-теоретиков абстракционизма Пит Мондриан считал главной задачей художника очищение природы от иллюзорного многообразия и обнажение первичных форм-схем, таящихся за этим многообразием. В соответствии с такой «денатурализацией форм» ограничиваются художественные средства, допускаются лишь взаимно перпендикулярные пересечения прямых и ровная окраска образовавшихся прямоугольников основными цветами — красным, синим и желтым. Все полотно строится на элементарных контрастах: цвет—бесцветность, горизонталь—вертикаль, крупное—мелкое. Единство этих противоположностей — символ гармонии мира.

Одним из направлений абстракционизма является ташизм (франц. «tache» — пятно) — живопись действия. Художники наносят краски на

основу быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана, полагаясь на «психическую импровизацию», а созданные таким образом произведения называют «записью биологических импульсов художника».

В 1970— 1980-х гг. появилось новое направление абстракционизма — компьютерная графика,

В целом в абстрактной живописи произведение все больше отходит от классического понятия «картина», т.е. от станковой живописи. Нет рамы, форма живописной основы произвольна, само произведение предназначено не для созерцания, а для размышления, познания сути окружающего мира.

Сюрреализм — направление в искусстве, провозгласившее источником художественного творчества сферу бессознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации). В своих произведениях эти художники с иллюзорной точностью воспроизводят иррациональные образы, возникающие в подсознании, создавая мир немыслимый, невозможный, но очень «реальный». Зритель, поддаваясь иллюзорной убедительности образов, невольно втягивается в лабиринт загадок и неразрешимых проблем, своего рода коллизия (столкновение) «Одетта—Одиллия» (добро —зло; любовь—ненависть), но не в балете, а в живописи.

Начиная с 1980— 1990-х гг. XX в. развиваются новые направления авангардной живописи: гиперреализм (фотореализм) и концептуализм. Художники-гиперреалисты тщательно, фотографически точно выписывают изображения предметов окружающего мира, как бы отстраняясь от своего произведения, желая ничем не выдать своего собственного взгляда, видения, позиции. Концептуализм — это принципиальный отказ от воплощения идеи в материале, принцип «искусства в голове». Художественные произведения, по мнению художников этого направления, создаются в голове, в воображении зрителей, а задача художников — создать объекты-возбудители таких представлений. Например, произведение «Три стула»: один из этих стульев — реальный предмет, стоящий у стены; другой — фотография стула, висящая рядом на стене; третий — текст, описание стула, висящее над стулом.

В музыке XX в. также отражены и развиваются различные направления авангарда. Но особенностью музыкального искусства является тот факт, что попытки многих композиторов перенастроить восприятие слушателей с тональной системы на другие оказались малоэффективны. Звуковое восприятие, музыкальное мышление и в целом музыкальная культура необычайно консервативны. Тональная музыка по-прежнему главенствует как в профессиональном композиторском искусстве, так и (тем более) в массовом музыкальном творчестве. Но в большинстве произведений профессиональных композиторов причудливо сочетаются элементы различных направлений музыкального авангарда.

В музыке так же, как и в других видах искусства, любые достижения национальных музыкальных культур сделались всеобщим достоянием, благодаря доступности информации. Проблема времени и пространства перестает существовать. В музыке европейских композиторов широко используются ритмы и мотивы Африки, Латинской Америки или элементы традиционной музыки народов Полинезии. Параллельно в музыкаль-

ных произведениях Индии, Японии, Таиланда и Китая звучат европейские интонации и ритмы.

Вторая половина XX века характерна поисками новых систем организации музыкального материала, попытками «освободиться от тональности». Главной задачей становится освобождение музыки от сверхконтроля сознания, свободное звукоизлияние, соответствующее свободному выражению эмоций, атональная музыка. Не допускается даже намек на устойчивость звука. С этой целью композиторы обращаются к иным способам организации музыкальной ткани" неоэкмелике и неомодальности.

Неоэкмелика главной особенностью этого направления является принципиальная невозможность четко определить высоту конкретного звука, это своеобразное блуждание звука около определенной высоты чистого тона. Широко используется так называемый «нечистый звук», например, «сладко-воющий голос» саксофона в джазовых композициях или «малиновый звон» колоколов.

В рамках этого направления существует несколько музыкальных явлений: конкретная музыка, сонористика, микрохроматика, алеаторика и др.

Конкретная музыка скомпонована исключительно из шумов (звуки капель воды, шум автомобиля, голоса птиц), которые предварительно записываются, а затем из них монтируется музыкальное произведение. Впрочем, крупных самостоятельных произведений конкретной музыки немного, она используется главным образом как эпизодические вставки в музыкальное произведение

Сонористика: звуковая ткань произведения состоит из целостных блоков, звуковых комплексов — соноров, в каждом из которых неразличимы отдельные звуки, интервалы или интонации. Таковы, например, произведения Г. Свиридова, Б. Бартока, А. Шнитке. Микрохроматика: музыкальные произведения, написанные с употреблением интервалов меньше полутона. Это музыкальное явление в последние десятилетия активно развивается во многих странах, в том числе и в России. Микрохроматику используют главным образом в оперных или вокально-инструментальных произведениях.

Алеаторика — «случайная импровизационность» (впервые была использована еще В. А. Моцартом), означает, что части или звуки в музыкальном произведении соединяются между собой произвольно. Но во избежание полного хаоса композиторы используют принцип «ограниченной или контролируемой алеаторики».

Неомодальность или модальная система композиции организована по мелодическому принципу Музыкальный материал в произведении организуется вокруг определенного «центрального тона»: аккорда (серийная музыка), сонора или мелодической темы (сериальная музыка) или даже отдельного звука (музыкальный пуантилизм). Наиболее известные произведения этого направления написаны И.Стравинским, Э.Денисовым, А.Хачатуряном, А.Веберном, Н.Сидельниковым и др.

Театр. Театральное искусство второй половины XX в. чрезвычайно разнообразно. Характеристика даже основных тенденций (скажем, на уровне типов и видов театров или на примере деятельности выдающихся режиссеров) заняла бы не одну страницу. Поэтому ограничимся рассмотрением особенностей только одного вида театра — музыкального.

Музыкальный театр XX в. продолжает поиски нового соотношения музыки, текста и актерской пластики. Новые направления в музыкальном театре зародились еще в 1920—1930-х гг. в США, но расцвет их приходится на вторую половину названного века. Это джазовая опера, рок-опера и мюзикл. Но если джазовая опера территориально осталась в Америке, то рок-опера и мюзикл стали достоянием мировой музыкальной общественности. Причем эти два направления музыкального театра развиваются в пограничной области, на стыке профессионального и массового театрального искусства.

Для музыкальной драматургии рок-оперы типично использование лейтмотивов главных действующих лиц, перемежение разговорных диалогов, арий и танцевальных номеров со специфической эстрадно-танцевальной пластикой. В целом структура рок-оперы близка к эстрадно-концертной форме, поскольку каждый эпизод имеет вид законченного номера. Это подчеркивается использованием специфических эстрадно-эксцентрических приемов звукового оформления и светотехники. Классическим примером являются рок-оперы Э.Л.Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда» и «Эвита».

Мюзикл (англ. musical comedy — «музыкальная комедия») — это единство драмы, музыки и танцевальной пластики с элементами балета. В отличие от оперетты мюзикл может быть не только комедией, но и трагедией. Обязательной составной частью его являются музыкально-танцевальные и музыкально-хореографические композиции, которые не являются концертными номерами, а органически встроены в смысловую структуру произведения. Как и в балете, действующие лица имеют определенный пластический образ, наделяются характерной пластикой. Примерами классических мюзиклов являются «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Скрипач на крыше» Бока и др. Являясь синтетическим видом театрального (сценического) искусства, это направление позволяет широко использовать национальные музыкальные традиции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. МАССОВОЕ ИСКУССТВО

Одним из ведущих направлений массового искусства является поп-арт (от англ. popular art — общедоступное искусство). С точки зрения художников этого направления все в мире может стать предметом искусства, нужно только обнажить изнанку, показать давно привычное в необычном ракурсе. Классический поп-арт — американский, но в настоящее время это явление типично для массового искусства многих стран. Специальных изобразительных средств художники не используют. «Пара мужских носок не менее пригодна для работы, чем масло и холст», — считает Р. Раушенберг, один из основоположников поп-арта. Это может быть коллаж или фотовоспроизведение, увеличенные до огромных размеров картинки комиксов или муляжи пищевых продуктов (гигантский бутерброд), памятник в виде тюбика губной помады и пр.

Другими формами массового искусства являются хэппенинги и энвай-ромент. Хэппенинг (анг. happening — случающееся, происходящее) — художники этого направления рассматривают окружающую среду вместе с людьми, находящимися в ней как движущуюся, произвольно изменяющуюся форму, которую можно организовывать. Хэппенинг — это определенным образом организованное (спровоцированное устроителями-художниками) действие людей в определенной среде, воспринимаемое как художественное явление. Корни этого направления лежат очень глубоко в истории массовых зрелищ (например, карнавальных шествий по празднично украшенным улицам, переполненным толпами веселящихся людей в карнавальных костюмах). Здесь искусство авангарда вплотную подошло к грани, отделяющей его от течения самой жизни. Энвайронмент (анг. environment — окружение, окружающая среда): художниками создается своеобразное игровое поле, пространство для предполагаемых действий людей. При этом действия могут быть самыми различными: игры, осознанные в рамках заданной программы, или же спонтанные, обусловленные только особенностями окружающей среды. Выделяются два типа энвайронмента: иммитационный или иллюзорный, когда создается иммитация интерьера часто с фигурами людей (иногда движущихся) и натуралистический энвайронмент, когда для создания интерьера используются простые бытовые предметы. ПРИЛОЖЕНИЕ 11. ПЛАН ТУРИСТСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ГОРОДА) СТОЛИЦЫ

1. Название города (столицы). Географическое положение.

2. Окружающая среда (ландшафт).

3. География города: а) планировка; б) городской пейзаж; в) особенности застройки (архитектура).

4. Краткая характеристика истории города.

5. Основные функции города.

6. Городские достопримечательности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: