Искусство

В Вологодской области развиваются различные виды искусства. Высокого уровня достигли, например, культовое и светское зодчество и архитектура, интересными работами местных мастеров представлены скульптура, живопись, музыка, драматический театр, балет. Для этих видов народного творчества и искусства характерны богатые культурные традиции, разнообразие представленных художественных стилей и направлений.

Сохранением памятников древнего зодчества могут, например, гордиться такие старинные исторические города Вологодчины, как Великий Устюг, Тотьма, Устюжна, Белозерск. Один из наиболее ценных комплексов не только Вологды, но всей области — Вологодский кремль XVI — начала XX в. Ансамбль культовых строений, в старину называвшийся Архиерейским Двором, объединяет Софийский собор (один из пяти софийских соборов на Руси), Воскресенский собор в стиле барокко, соборную колокольню со стрельчатыми арками и со старинными колоколами. Галерея, опоясывающая барабан главы колокольни, открывает широкий обзор на весь город. Радужными пятнами выделяются Палаты Иосифа Золотого (XVIII в.), в которых сочетаются элементы разных ветвей русского барокко: нарышкинского, петровского и елизаветинского.

Центральный ансамбль Великого Устюга — Соборное дворище с Успенским собором XVII — XVIII вв. с многочисленными шпилями. «Узорочьем» архитектуры выделяется церковь Вознесения — самая древняя в городе. Устюжна знаменита Казанской церковью конца XVII в., выстроенной в стиле нарышкинского барокко на средства Строгановых.

Памятник светской архитектуры в стиле барокко — дом Шилова, один из интереснейших великоустюжских купеческих домов, построенный в 60-е гг. XVIII в.

Ярко выраженная местная архитектурная школа, представленная уникальной культовой архитектурой XVIII в. стиля барокко, существовала в Тотьме. Собственный «тотемский» стиль выразился в возведении «храмов-ковчегов». Например, храмы на берегах Сухоны — собор Рождества Христова (1746—1748 гг.; 1786—1793 гг.), Иоанна Предтечи (1738г.), Троицы (1772г.) своими формами действительно напоминают корабли. Тотемский стиль был навеян дальними морскими путешествиями местных купцов-мореплавателей — заказчиков строительства храмов

Многие исторические города Вологодчины расположены на речных берегах, с которых ныне открывается впечатляющая панорама на ансамбли старинных соборов и купеческих домов, красоту которой могут оценить туристы в круизном путешествии по Сухоне. Из множества древнерусских церквей в Вологде на набережной особо выделяется церковь Варлаама Хутынского (XVIII в.), соединившая в себе стили рококо и раннего классицизма. Например, в стиле классицизма были возведены: в XIX в. Спасо-Суморин монастырь, а в 1810г. на центральной торговой площади в Вытегре — здание важни с установленными в нем весами для взвешивания возов, наполненных товарами (ныне это здание — памятник светской архитектуры). В прилегающих кварталах города сохранилось много каменных двухэтажных домов в стиле классицизма (XVIII-XIX вв.).

Однако малые города Вологодской области славятся не только каменным, но и деревянным зодчеством. Памятники деревянного культового и светского зодчества — церкви, избы, дома, особняки — сохранились не только в деревнях и усадьбах, но и в городах — Тотьме, Вологде. В Тотьме существуют целые улицы украшенных резьбой деревянных домов на каменном цоколе (XIX—XX вв.) Хорошо сохранились памятники деревянного зодчества в Белозерске с его деревянными домами, украшенными декоративной художественной резьбой и дымниками из просечного железа на трубах. Особо ценным памятником является самая древняя на Вологодчине деревянная церковь в Белозерске — церковь Успения (XVI в.).

На территории области существовали особые традиции монументальной живописи. Продолжателем рублевской традиции и наиболее выдающимся представителем такой живописи во второй половине XV — начале XVI в. был Дионисий. В житии Иосифа Волоцкого, настоятеля Волоколамского монастыря, сохранилось упоминание о Дионисии — мастере «хитром, мудром, преизящном». Росписи церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре — единственный уцелевший фресковый ансамбль Дионисия. Согласно надписи, сохранившейся в храме, Дионисий работал вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Композиции и сюжеты росписи «Акафист Богоматери», «О тебе радуется», «Похвала Богоматери», проникнутые светлым, празднично-возвышенным настроением, воспринимаются как торжественный гимн в честь Богоматери. Особые авторские черты фресок этого мастера: удлиненные пропорции фигур святых в длинных, богато украшенных одеяниях; эти фигуры, словно утратив объем, как бы парят в пространстве. Площадь стенописи собора — 600 м2. Эта работа является единственной документально подтвержденной росписью Дионисия. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры. От других памятников подобного рода стенопись данного собора отличается полной сохранностью никогда не подновлявшейся авторской живописи.

В золотой фонд русской и мировой культуры входят также фрески Софийского кафедрального собора в Вологде. Для росписи этого собора были приглашены стенописцы Ярославля во главе с Дмитрием Григорьевичем Плехановым, прославленным мастером монументальной живописи второй половины XVII в. Композиция «Страшного суда», которая занимает всю западную стену собора (около 400 м2), сочетает в себе художественные традиции предшествующих эпох с новыми эстетическими принципами своего времени. Фрески Софийского собора в виде фризообразных поясов образуют яркий фресковый наряд.

Одним из древнейших памятников иконописи, созданным на Вологодчине, является икона «Богоматерь Умиление» (XIV в.). Икона написана в архаичной манере. По иконографическому типу она близка к новгородским памятникам, а мрачный колорит показывает определенное сходство с памятниками тверской школы живописи. Наиболее примечательным памятником собраний древнерусской живописи вологодских

музеев является икона «Зырянская Троица» (конец XIV в.), выдержанная в аскетически скупом колорите, с надписями, выполненными на коми-зырянском языке. Эти два памятника отражают процесс создания собственной вологодской школы живописи в конце XIV в. путем переработки новгородской, ростовской, тверской, московской иконописных традиций. Для вологодских икон этого периода характерен мрачноватый колорит и едва ли не обязательный синий цвет как глубоких, темных, так и более светлых оттенков. К вологодским памятникам иконописи

XV в. относятся: икона «Успение Богоматери» из Семигородной пустыни близ Кадникова; икона «Богоматерь Одигитрия», «Никола с житием» из села Турундаева. Одной из лучших вологодских икон является небольшая иконка «Иоанн Предтеча в пустыне» из Семигородной пустыни. Выдержанная в несколько бледных, по-северному неярких, небесно-синих, коричневатых, желтоватых и беловатых тонах, сочетающихся с золотом фона, эта икона выдает руку прекрасного мастера, знавшего как новгородские, так и московские образцы живописи. Иконы, относящиеся к

XVI столетию («Покров» из Сосновецкого Глушицкого монастыря, «Сретение» из праздничного ряда иконостаса Сретенской церкви Вологды), выполнены уже под явным влиянием московской живописи. Таким образом, расцвет собственной вологодской школы иконописи, находившейся на стыке различных художественных влияний, пришелся на XV в., уступив затем место московской школе. Прекрасным образцом творчества Дионисия-иконописца является «Богоматерь Одигитрия» из местного ряда иконостаса Ферапонтова монастыря. Живопись Дионисия отличается особым богатством колорита, в палитре мастера — нежно-голубые, зеленые, бирюзовые и розовые тона в сочетании с охристыми оттенками.

В вологодских музеях представлены иконы новгородских, ростово-суздальских и московских мастеров. Однако основу коллекций вологодских музеев составляют все же работы, выполненные иконописцами местных иконописных центров. Они стали формироваться в XV—XVII вв. в художественных центрах края — монастырях Белозерска, Великого Устюга, Вологды, Тотьмы.

Особо ценные собрания икон представлены также в иконостасах соборов. Центральное сооружение Троице-Гледенского монастыря в Великом Устюге — соборная пятиглавая церковь во имя Живоначальной Троицы (1659—1701 гг.) знаменита уникальным барочным пятиярусным иконостасом. В его создании участвовали лучшие мастера Великоустюжской епархии — тотемские резчики Николай и Тимофей Богдановы, устюжский иконописец Алексей Колмогоров. Неизвестными мастерами выполнена объемная деревянная скульптура, придающая иконостасу особую выразительность. Церковь Вознесения в Великом Устюге (самый ранний каменный храм) сохранила в своем интерьере несколько иконостасов XVIII в., каждый из которых обладает неповторимым художественным образом. Главный иконостас — наиболее ранний барочный иконостас из сохранившихся в Великом Устюге. Он украшен плоскорельефной растительной резьбой в виде тонкого изящного орнамента. В резной декор иконостасной рамы включена деревянная скульптура конца XVII в. Иконостас церкви Вознесения представляет высокую художественную ценность и как цельное собрание великоустюжской иконописи XVIII в.

С распространением христианства на Севере Вологодчина стала крупным центром православного канонического искусства. С XII по XIX столетие были созданы высокие образцы не только иконописной и монументальной живописи, деревянной скульптуры, но и лицевого шитья, покровов (тесно связанного с иконописью), мелкой пластики и обрядовой утвари. В Вологодском музее хранятся ценные памятники деревянной скульптуры XVI в. — «Чудо Георгия о Змие» и «Параскева Пятница», представляющие объемные иконы, написанные на досках, грубо обтесанных с тыльной стороны. В коллекции скульптуры этого музея представлены и деревянная раскрашенная фигура «Христос в темнице» (XVIII в.), деревянные статуи святых, фигуры херувимов и серафимов. Настоящими произведениями искусства также являются деревянные резные иконостасы. Богатая коллекция шитья находится в собрании Вологодского музея. Образ рисовали иконописцы, а вышивальщицы подбирали нити, ткань, определяли колорит. Одно из наиболее значительных произведений вологодских мастериц — покров с изображением Григория Пельшемского — основателя Богородицкого монастыря около г. Кад-ников. На покрове представлен в одеянии схимника старец с худым аскетическим лицом. Колорит покрова во многом близок тону вологодских икон XV — начала XVI в., подчеркивая тесную взаимосвязь такого шитья с иконописью. Из других произведений большой интерес представляет плащаница 1594 г., шитая разноцветными шелками с преобладанием голубого и зеленого, которая пожертвована в Корнильево-Комельский монастырь женой Елизара Леонтьевича Ржевского — дипломата и военачальника эпохи Ивана Грозного. Представление о шитье Строгановской школы XVII в. дают плащаница и епитрахиль, хранящиеся в музее. Обилие золота, серебра и жемчуга, а также определенная жесткость изделий придают строгановскому шитью явственное сходство с драгоценными окладами икон и книг.

Светское городское изобразительное искусство возникло в XVII в. Первым появился портретный жанр, значительное развитие которого приходится на XVIII —XIX вв. Многочисленные портреты показывают обитателей провинциальных городов губернии разных сословий — дворян, чиновников, купцов, священников. Камерные и парадные фамильные портреты вологжан предназначались для домашних и усадебных интерьеров и выполнялись в основном местными художниками. С Вологодчиной связан великий живописец В. Верещагин, который родился в Череповце. Творческим результатом поездки художника по родному Северу стали рисунки, пейзажи, а также серия портретов. В начале XX в. возник Северный кружок любителей изящных искусств. Его представителями были пейзажисты А.Борисов, Д.Мартен, А.Каринская, которые сотрудничали с петербургскими художниками объединения «Мир искусства» и проводили совместные выставки. Активным участником кружка был пейзажист Ф.Вахрушов, который создал лирические образы природы родного Тотемского района. В 1920-х гг. зародилась вологодская графика. 227

Художники Н.Дмитревский и И.Варакин, которые создали альбом гравюр «Старая Вологда», положили начало традициям художественного оформления книги и книжного знака на Севере. На 70-е г. XX в. приходится расцвет вологодской графики. Наиболее известные современные вологодские живописцы — Д.Т.Тутунджан, Н. В.Корбаков, Г.И.Попов, Я. Ю. Крыжевский, А.В.Пантелеев, графики Г.Н. и Н.В. Бурмагины, В.А.Сергеев, произведения которых представлены в Вологодской областной картинной галерее. Музеи и галереи Вологодчины экспонируют не только произведения местных художников. Ядро коллекции русского искусства Вологодской областной картинной галереи составляют живописные и графические работы Васнецова, Нестерова, Врубеля, Бенуа, Клодта, Куинджи, Айвазовского, Левитана, Верещагина, Репина, Поленова. Коллекция западноевропейского изобразительного искусства представлена работами художников голландской, итальянской, французской, немецкой школ XVII —XIX вв.

Разнообразная и богатая традициями театральная жизнь Вологодской области уходит своими корнями в XIX в. В 1856 г. первые спектакли были сыграны в Тотьме. 100 лет назад спектакли ставились в Тарногском городке, в с. Устье-Кубенское, в Устюжне (в этом городе блистал А. И. Куприн в роли Астрова в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня»). В 1920-е гг. в Грязовце театральное движение возглавил А. В. Бадаев, ученик К. С. Станиславского. Современная театральная жизнь области, особенно ее центра, довольно насыщенна. Вологодский государственный драматический театр — один из старейших театров России (основан в 1849 г.). Другим ведущим театром области является национальный театр ОАО «Северсталь» (Череповец) — участник мировых театральных фестивалей.

Динамично развивается театральная жизнь в вологодском Театре для детей и молодежи. Он был основан в 1976г. Первым большим событием стал для молодого театра спектакль «Прости меня», поставленный режиссером В. Бароновым по пьесе, созданной им в творческом содружестве с писателем Виктором Астафьевым и получившей Государственную премию имени К. Станиславского. С 1985г. художественным руководителем этого театра является заслуженный деятель искусств России Борис Гранатов. В разные годы спектакли данного театра получали различные награды: например, постановка «Что тот солдат, что этот» по пьесе Б. Брехта — Почетный диплом Всесоюзного фестиваля драматического искусства ГДР; «Дюймовочка» и «Емелино счастье» — Почетные дипломы Российских фестивалей детских театров в Ярославле и Новгороде; «Кармен» по новелле П. Мериме получила высшую национальную театральную премию «Золотая маска-99» в номинации «Лучшая работа художников»; «Поминальная молитва» по пьесе Г.Горина — главный приз V Российского театрального фестиваля «Голоса истории» в Вологде; «Опасные игры» по произведениям А.Пушкина — почетный диплом VIII Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля в Пскове.

Театральные традиции поддерживаются и развиваются в различных направлениях. Заметными событиями в театральной жизни Вологды стали спектакли экспериментального театра-кабаре «Арт-Реприза» в ретро-стиле. В области работают интересные народные театры — Тарногский, Устюженский, Тотемский, Сямженский, Череповецкий народный драматический театр Дома культуры «Аммофос», Вологодский театр-студия «Раекъ», Шекснинские народные театры. Вологодский областной театр кукол «Теремок», неоднократный участник международных фестивалей, ставит кукольные спектакли для детей и взрослых.

Традиции классического балета в настоящее время здесь не получают особого развития. Актуальным стало направление, сочетающее классический танец, современный танец и народный танец. Ярким представителем этого направления стал ансамбль «Русский балет — XXI век». Борис Чирьев, художественный руководитель и главный балетмейстер этого ансамбля, и Михаил Резцов, режиссер-постановщик и автор балетных либретто — продолжатели традиций ленинградской школы балета. В то же время они развивают свое собственное направление, возрождая жанр балета-мистерии.

В Вологодской области проводится ряд музыкальных и театральных фестивалей регионального, всероссийского и международного масштабов. С 1999 г. в Белозерске на открытой сценической площадке «На валу» проводится международный музыкальный фестиваль русской народной и классической музыки «Белоозеро». В программе фестиваля — вокальные, инструментальные и танцевальные выступления разных коллективов, выступления бардов, поэтов из различных регионов России, Белоруссии, Украины и Норвегии. Областной фестиваль православной и духовной музыки проводится в рамках Дней славянской письменности. Организаторами фестиваля выступают Вологодское епархиальное управление, Департамент культуры Вологодской области и музыкальный факультет Вологодского государственного педагогического университета.

Ежегодно проводятся различные театральные фестивали: традиционный областной фестиваль народных театров, детские театральные фестивали «Рождественская звезда», «Апрельская капель»; «Потеха» — первый фестиваль российских кукольных театров, на котором показывают свое мастерство «потешники» Вологды, Иванова, Твери, Ярославля, Выборга, Архангельска, Волгограда, Ставрополя. Программа этого праздника включает фестивальное шествие по городу, представление «скоморошина-потеха».

Основной фонд музеев Вологодчины уникален и составляет более 700 тыс. единиц хранения: коллекции археологических ценностей, рукописных и старопечатных книг, иконописи и лицевого шитья, живописи и скульптуры, ювелирного, декоративно-прикладного и народного искусства.

На территории области сформированы уникальные музейные комплексы с большим количеством музеев-филиалов. Ведущие музеи — историко-архитектурные и художественные музеи-заповедники Вологодский, Кириллово-Белозерский, Великоустюжский; Тотемское и Череповецкое музейные объединения, Вологодская областная картинная галерея. Краеведческие музеи в Вожеге, Вытегре, Грязовце, Кадникове обладают богатыми коллекциями иконописи, рукописных и старопечатных книг, ювелирного, декоративно-прикладного и других видов искусства. В области есть также музеи историко-художественные, мемориальные, традиционной народной культуры. Многие музеи являются сокровищницами культового искусства. В Тотьме, например, открыт музей русской церковной старины. В нем представлены уникальные коллекции деревянной храмовой скульптуры, древнерусской живописи, мелкой медной пластики, лицевого шитья и другие предметы православной культуры.

Развиваются новые, творческие формы работы музеев. Например, архитектурно-этнографический музей в д. Семенково Вологодского р-на проводит фольклорные фестивали и ярмарки, внося значительное разнообразие в формы подачи музейного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: