Народонаселение. Численность населения Вологодской области — 1349,9 тыс

Численность населения Вологодской области — 1349,9 тыс. чел., что составляет 0,9 % от численности населения России.

В национальном составе доля русского населения — 96,5 %, на втором и третьем местах — украинцы (1,4%) и белорусы (0,6%). Татары, цыгане, молдаване, чуваши, азербайджанцы, грузины, вепсы составляют по 0,1 %, а другие национальности — 0,8 % всего населения области. В настоящее время в Вологодской области наблюдается естественная убыль населения (-7,5). Тем не менее ситуация с рождаемостью на ее территории не столь критична, как в ряде других регионов России. В Вологодской области, как и на севере страны в целом, дольше всего сохраняются остатки общинной системы, что в значительной мере формирует социально-психологические особенности менталитета. Традиции большой семьи соблюдаются прежде всего в деревнях и малых городах, которые составляют значительный процент населенных пунктов области. Таким образом, резкого сокращения рождаемости не наблюдается. Положительное сальдо миграционного движения значительно компенсирует естественную убыль населения.

Экономически активное население составляет 48 % всех жителей Во-логодчины. Область в достаточной степени обеспечена трудовыми ресурсами и обладает поэтому перспективой дальнейшего развития. Благоприятным обстоятельством является также тот факт, что в этой области самый низкий на Европейском Севере уровень безработицы, не превышающей 8 %.

Средняя плотность населения Вологодчины — 9,3 чел./км2. По районам существуют значительные различия в силу исторических предпосылок, неоднородности природных и экономических условий. Наиболее плотно (более 10 чел./км2) заселен юг центральной части и восток области — районы старого земледельческого освоения, а наименее плотно (менее 2 чел./км2) — запад области и бассейн средней Сухоны. В районах с высокой плотностью населения, прогрессивной экономической структурой и положительным сальдо миграционного прироста населения — преимущественно в Вологодском, Череповецком, Сокольском, Вели-коустюжском районах — показатель социальной мобильности значительно выше данного показателя по области. Поэтому именно эти районы являются наиболее перспективными с точки зрения развития туризма. А в других районах (прежде всего в сельской местности, где население стареет быстрее, и где характерны его инертность, а также отсутствие социальной мобильности) развитие туристской индустрии затруднено.

Городское население Вологодчины преобладает над сельским и составляет 67,5 %; в том числе население больших городов — 45,9 %, а средних и малых городов — 21,6 %. Городских поселений намного меньше, чем сельских. Север — единственный в России экономический район, который не имеет крупнейших городов. Большие города — Череповец, Вологда; средние — Сокол, Великий Устюг; остальные города — малые. Всего в области насчитывается 15 городов, в том числе четыре областного подчинения — Вологда, Великий Устюг, Сокол и Череповец; 14 поселков городского типа и 375 сельских поселений. Крупные поселки городского типа — Шексна, Кадуй, Вожега. Но наиболее типичны более мелкие поселки городского типа с численностью около 3 тыс. человек и даже менее.

Возникновение и развитие городов в области связаны с различными историческими эпохами и обусловлены различными факторами. Ряд древнейших городов появился вначале в качестве монастырских слобод (Череповец, Кириллов), другие же — как укрепленные торговые поселения (Великий Устюг), а впоследствии создавались вокруг пристаней, железнодорожных станций, промышленных центров (Вытегра, Сокол). Новые города составляют 63 % всех городов области. Часть молодых городов возникла на месте старых поселений. По историко-культурному потенциалу новые города, безусловно, уступают старым. И те, и другие имеют свои особенности: положения, облика, градообразующих баз, масштабов, характера взаимоотношений с природным окружением. Молодые, новые, города, большая часть которых возникла в советский период, расположены в месте пересечения крупных транспортных магистралей; их облик определяется современной застройкой; они могут иметь небольшой исторический центр; градообразующей базой являются предприятия различных отраслей экономики. Так, в Череповце градообразующими стали предприятия металлургии, химической промышленности. Вокруг новых городов происходит преобразование природной среды. Развитие пригородного типа сельского хозяйства формирует антропогенную среду. В таких старых городах, как, например, Великий Устюг, за пределами города сохраняются типичная сельская местность, природные ландшафты.

Одно из главных различий между старыми и новыми городами состоит в разных способах формирования населения. «Свое» население старых городов — это уроженцы или самих этих городов или же его окрестностей. Поэтому в этих городах преобладают элементы традиционной местной культуры. Для новых городов характерно пришлое население — прибывшие из пригородов и других городов и лишенное местных корней.

В таких городах формируется общероссийская городская культура, хотя городской стиль жизни становится характерным и для жителей пригородов новых городов.

Довольно типичен для Вологодской области малый исторический город, центр своей округи, сохраняющий уникальные памятники историко-культурного наследия и природное окружение. Великий Устюг, раскинувшийся на левом берегу р. Сухона, с реки представляет прекрасную панораму храмовых ансамблей XVII —XVIII вв. и жилой архитектуры. На правом берегу реки в Дымковской слободе стоят, отражаясь в воде, построенные в XVIII в. церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского. Ниже по течению на правом берегу возвышается ансамбль Трои-це-Гледенского монастыря. Для города характерна линейная планировка, главная улица проходит параллельно реке. В Великом Устюге есть районы современной застройки и в то же время очень хорошо сохранился значительный по размеру исторический центр города. Центральным городским ансамблем является Соборное дворище с главным храмом города — Успенским собором XVII—XVIII вв. с многочисленными шпилями и куполами. В историческом центре города деревянные памятники архитектуры не сохранились в отличие от многих исторических городов области. Это связано с сильными пожарами, спалившими в XVII в. деревянные постройки города. После пожаров в Великом Устюге, богатом торговом городе (именно поэтому получившему титул «Великий»), местные купцы-землепроходцы строили особняки из камня или кирпича, возводили каменные соборы — Прокопьевский, храм Иоанна Устюжен-ского, Богоявленская церковь, Спасо-Преображенский храм, Сретен-ско-Преображенская церковь, а также церковь Вознесения (наиболее древний здесь памятник каменного зодчества). Великий Устюг объявлен городом-заповедником.

Некоторые старые города утратили свой городской статус и в настоящее время являются сельскими поселениями, иногда, впрочем, выполняя некоторые городские функции, будучи (как, например, Кадуй) центрами административных районов. Типичными в области представленные большими и малыми деревнями являются сельские поселения. Для населения деревень характерен невысокий уровень социальной мобильности и ряд определенных стереотипов мышления; в них отсутствует транспортная мобильность и сохраняется традиционный местный уклад. Это особенно характерно для древнейших деревень, которые в различные эпохи, даже в периоды запустения, оказывались более устойчивыми поселениями, чем «новые» деревни. Древнейшие деревни (XII — первая половина XVII в.) составляют большинство в районах, расположенных вдоль рек Чагодоща, Молога, Шексна и по реке Сухоне, в бассейнах озер Белое, Кубенское. Удельный вес древнейших деревень вдоль этих «гидрографических осей» составляет: от 65 (в Кадуйском районе) до 79 % (в Кирилловском районе, расположенном на пересечении названных осей).

В древнейших деревнях сохраняются уникальные деревянные дома и постройки, наиболее интересные из которых переносят в историко-эт-нографические музеи, тем самым содействуя организации тематических, этнографическо-познавательных туров. Для типичного северного дома характерны общая крыша над жилыми и хозяйственными помещениями, наличие зимнего и летнего жилищ. К жилому дому примыкает хозяйственный двор, стоящий под одной крышей с домом и составляющий с ним единое целое. Поэтому здесь обычно строят большие, обширные дома. Для них характерны очень маленькие окна и двери, сохраняющие тепло в избе суровой северной зимой. Непременным атрибутом являются деревянные резные наличники, ставни и ворота. Балкон дома украшен сквозной пропильной резьбой, а столбики украшены стилизованными изображениями лошадиных голов. Причем этот декоративный элемент встречается и в интерьере дома. В Тарногском-Городецком, Кич~ менгско-Городецком и Никольском районах резной конек обычно венчает крышу любого деревенского дома. Такие типичные русские северные дома широко распространены по территории всей области. Это связано с этническим составом населения: русские составляют абсолютное большинство жителей Вологодчины.

Помимо русских коренным населением являются вепсы, язык которых относится к финно-угорской языковой группе. Типичное вепсское жилье — это двухэтажная изба с двускатной крышей, покрытой дранкой или соломой, на высоком подклете. На фасаде у южновепсской избы обычно два окна. Дом, двор и хозяйственные постройки (амбары, риги, гумна и мельницы, которыми совместно владеют несколько семей) обнесены изгородью.

Помимо коренных народов — русских и вепсов — в области проживают украинцы, белорусы, татары, цыгане, молдаване, чуваши, азербайджанцы, грузины. В подавляющем большинстве своем население Вологодчины является этнически однородным с явной русской доминантой. В удаленных от центров районах, где преобладает традиционная культура, сохраняется самоидентификация населения, отождествляющего себя с такими локальными историко-культурными группами, как «сухонцы», «южане», «кокшары», «важане». Местная специфика диалектов русского языка на уровне локальных говоров уже, однако, исчезла: все они оформились в общее северное «окающее» наречие.

Русский народный костюм Вологодской области представляет собой его северный вариант. В женском костюме поверх рубахи туникооб-разного покроя с широкими рукавами надевается сарафан. Головной убор девушек — перевязки, расшитые шелком и жемчугом. Женский головной убор — волосник — сетка с околошем из вышитых тканей. Зимой женский костюм дополняет меховая шубка, покрытая шелковой или бумажной тканью. Женские сапожки шьются из цветной кожи: белой, желтой, голубой и др.; вышиваются жемчугом. В мужской костюм входит туникообразная рубашка с вышитым воротом и манжетами (возможно пестрым крашеным шелком и жемчугом). Мужская рубаха носится навыпуск поверх штанов и подпоясывается поясом с кистями на концах. Поверх рубахи — кафтан, рукава которого украшены «запястьями» — богато орнаментированными манжетами, а борт — петлицами, кружевом. Зимнее завершение костюма — меховая шуба. Сапоги украшаются тиснением; край голенища покрывается цветной материей. Народные костюмы являются важным элементом в выступлениях фольклорных ансамблей, народных театров области, таких как ансамбль народной песни и танца «Русский Север», Красавинский театр народного костюма «Красавушка».

Как уже было отмечено, коренными этническими группами помимо славян (новгородских и ростово-суздальских) являются финно-угорские этнические группы. Вепсы относятся к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских народов. В древности вепсское племя называлось «весь», некоторые ученые связывают это с древним обычаем вепсов украшать себя подвесками — «весями». Термин «вепсы» появился для обозначения представителей финно-угорских народов только после переписи населения 1926 г. Ассимиляция этих племен славянами продолжалась в течение столетий. Тем не менее вепсы остались на своей территории как самобытный народ, обладающий собственными обычаями, ремеслами, языком и культурой. Они не только сохранили свой язык, но и его диалекты. Вепсский язык относится, как уже упоминалось, к прибалтийской ветви финно-угорской языковой группы. Письменно их язык оформился в 30-х гг. XX вв., когда был подготовлен вепсский алфавит и учебники. Алфавит создавался на основе латинской графики, поскольку, по мнению его авторов, это наиболее соответствовало фонетике данного языка. Большая часть вепсской народной поэзии, а также национальные словари изданы на основе латинского алфавита.

В состав нынешней Вологодской области входит небольшая часть этнической территории вепсов — западное и южное побережья Онежского озера; более значительные ее части входят в состав Республики Карелия и Ленинградской области. Традиционная культура Бабаевского района характеризуется сохранностью и распространением элементов духовной и материальной этнической культуры вепсов в их современной культуре. На юге Вытегорского административного района, в районе Шимозера община вепсов создает этнические населенные пункты и возрождает свою культуру. Таким образом, высокая степень сохранности традиционной северной русской культуры, а также сохранение традиционных культур других народов, и прежде всего — вепсов, создают предпосылки для развития познавательного направления туризма, разработки специальных этнографических туров, в том числе полиэтнографических.

Двух коренных народов — русских и вепсов — объединяет общее вероисповедание. Вепсы, крещеные в XII в., исповедуют православие, как и русские. В настоящее время зарегистрировано 98 религиозных объединений под юрисдикцией Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и одно объединение — под юрисдикцией Российской Православной Автономной Церкви (Суздальской епархии). Всего же в области существует 135 религиозных объединений. Другие христианские конфессии представлены общиной Римско-католической церкви и исповедующими протестантизм общинами адвентистов, евангельских христиан-баптистов, методистов, пятидесятников; действует также религиозная организация мусульман-суннитов; проявляют активность община «Свидетелей Иеговы» и общество «Сознания Кришны».

С начала 1990-х гг. в Вологодской области организационно укрепляется православная церковь. С 1993г.

Управляющим Вологодской епархией является Максимилиан, Епископ Вологодский и Велико устюжский. В епархии насчитывается 99 приходов. Деятельность церкви развивается по нескольким направлениям: восстановление старых храмов и возведение новых, возрождение монашества, культурно-просветительская работа, социально-психологическая помощь.

В последние годы восстанавливаются храмы, возвращенные Вологодской епархии: отреставрированы, например, Архимандритский корпус Кирилло-Белозерского монастыря, церковь Мартиниана (Ферапонтова монастыря), памятники Спасо-Прилуцкого монастыря. С середины 1991г. реставрируется Спасо-Каменный монастырь — одна из древнейших обителей на Русском Севере, основанная около 1260г. и расположенная на небольшом острове Каменный среди вод Кубенского озера, в 45 км к северо-западу от Вологды: уже расчищены от завалов братско-настоятельный комплекс, трапезная палата и колокольня; на южной стороне острова возле Успенской церкви возведена часовня. Планируется восстановить разрушенный Преображенский храм. С 1995 г. на остров часто приезжает Максимилиан, Епископ Вологодский и Великоустюжский. За последние годы Спасо-Каменный монастырь посетили Сергий, Архиепископ Солнечногорский; Питирим, Епископ Сыктывкарский и Воркутинский; Марк, Епископ Хабаровский и Приамурский. Это стало началом духовного возрождения названной обители, которая в настоящее время передается церкви.

Реставрация ведется в области не только в крупнейших религиозных центрах и в больших городах, но и в сельской местности. Так, в деревне Погост Великоустюжского района отреставрирована часовня старца Максима и установлен памятный знак с иконой Параскевы Пятницы; в деревне Копылово отреставрирована старинная Егорьевская часовня.

В 1996—1999 гг. были построены новые каменные храмы: Рождества Христова — в Череповце и Ильи Пророка — в с. Абаканово Череповецкого района. Возведены также деревянные храмы: Вознесения Господня — в Соколе; Ильи Пророка — в п. Вожего; Архистратига Божия Михаила — в п. Вохтого Грязовецкого р-на; Богоявленский — в л. Кадуй; преподобного Вассиана Тиксненского — в п. Юбилейное Тотемского р-на; преподобного Сергия Шухтомского — в п. Судо Череповецкого р-на. В небольших поселениях, где не хватает средств на восстановление и строительство новых храмов, устанавливают поклонные кресты. В Великоустюж-ском р-не в деревнях Горбачево, Кошово, Копылово, Мякинницино такие кресты установлены на местах разрушенных церквей.

Параллельно с восстановлением храмов идет возрождение и активизация монашества и восстановление разрушенных монастырей. В настоящее время действующими монастырями являются мужские монастыри Спасо-Прилуцкий в Вологде и Кирилло-Белозерский в Кириллове, а также женский Горицкий монастырь в Кирилловском р-не. Община при Успенском храме в Вологде восстанавливает женский монастырь. Вокруг храма образовалось сестричество — будущая монашеская община.

Основываются и новые монастыри. Создание женского монастыря намечено, например, в Великом Устюге, где в церковном доме при храме Прокопия Праведного открыто общежительство сестер.

Деятельность монашеских и церковных общин заключается в оказании социально-психологической помощи, а также организации культурно-просветительской деятельности. В Вологде с 1999 г. действует Епархиальный центр социальной помощи при храме св. Николая. В этом центре организована благотворительная трапеза, патронажная служба, летний отдых детей из воскресных школ. Многие приходы Вологодской епархии организуют в своих действующих монастырях летний отдых детей, в основном для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. В Кдд-никове в Ильинском храме богослужение ведется с сурдопереводом и организуются для слабослышащих паломничества к святым местам Воло-годчины.

С 1990 г. возобновлена деятельность Вологодского духовного училища. В епархии действуют 24 воскресные школы. С 1989 г. в области издается епархиальная газета «Благовестник» (в том числе в электронном виде). Газета сообщает последние новости церковной жизни области, рассказывает о вологодских святынях, об организации паломничества к святым местам.

Культурно-просветительская деятельность общин находит выражение и в проведении художественных выставок. Так, например, проводятся выставки фоторабот Максимилиана, Епископа Вологодского и Велико-устюжского, рассказывающие о святынях Вологодчины.

В городах и в сельской местности восстанавливаются традиции проведения православных праздников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: