(Б. А. Вяткин, 1974)
Испытуемые | Результат (в баллах) | Достоверность различий | |
тренировка | соревнования | ||
Тревожные | 8,47 | 8,07 | Р< 0,02 |
Нетревожные | 8,10 | 8,11 | Незначимо |
Эмоционально возбудимые | 8,34 | 7,75 | Р< 0,001 |
Эмоционально невозбудимые | 7,83 | 7,60 | Незначимо |
Импульсивные | 8,75 | 7,91 | Незначимо |
Неимпульсивные | 8,48 | 8,65 | Р< 0,01 |
Следовательно, спортсменки тревожные, эмоционально возбудимые и неимпульсивные ухудшают результаты, показанные на тренировке, а спортсменки с противоположными свойствами темперамента эти результаты не ухудшают.
Чем объяснить, что в условиях соревнований у высокомотивированных спортсменок, отличающихся тревожностью, эмоциональной возбудимостью и неимпульсивностью, имеет место ухудшение показателей деятельности? По-видимому, данные свойства темперамента определяют оптимум и пессимум психического стресса, вызванного участием в высокоответственных соревнованиях. Именно в этих условиях у таких спортсменок наиболее отчетливо проявляются отрицательные свойства темперамента, которые обусловливают излишнюю нервозность, тревогу, чрезмерную ответственность и активность, нерешительность, дискоординацию движений, нарушение музыкально-ритмического чувства и т. д. Все это и ведет в конечном счете к снижению результата.
|
|
В другом исследовании рассматривалось влияние соревновательного стресса на уровень достижений спортсменов в плавании в зависимости от индивидуальных различий в свойствах нервной системы — силы нервной системы и уравновешенности нервных процессов (Б. А. Вяткин, 1972). Испытуемые—кандидаты в мастера и мастера спорта СССР по плаванию в возрасте 15—19 лет.
Для того чтобы определить влияние соревновательного стресса (его уровень определялся по показателям тремора и оценки 10 сек. интервала времени) на достижение спортсмена в каждом конкретном соревновании, сопоставлялись результаты, показанные спортсменом в соревновании, с его же достижениями на контрольной тренировке, последний показатель брался за 100%. Результаты спортсмена, показанные в каждом виде соревнований, выражались в соответствующих процентах.
Поскольку разные спортсмены выступали в соревновании на различных дистанциях и в различных способах плавания, то для сопоставления их результатов была использована таблица очков. Данные, полученные в результате исследования, были обработаны методом факторного анализа (табл. 15).
Таблица 15