(Б. А. Вяткин, 1974)
Спортсмен | Диагноз по силе нервной системы | Соревнования | |||||
I | ІІ | III | |||||
уровень стресса | Результат, % | Уровень стресса | Результат, % | Уровень стресса | Результат, % | ||
Б., м.с. | Слабый | Средний | 93,7 | Низкий | 100,0 | - | - |
К.,к.м.с. | Слабый | Высокий | 69,1 | Средний | 95,2 | Низкий | 109,9 |
Т., м. с. | Сильный | Средний | 96,1 | Высокий | 100,3 | Высокий | 111,5 |
П., м. с. | Сильный | Низкий | 97,1 | Средний | 102,6 | Высокий | 100,0 |
Как видно из таблицы, спортсмены слабого типа нервной системы свои лучшие результаты показывают при относительно низком уровне стресса, а спортсмены сильного типа — при среднем и даже высоком. Следовательно, влияние соревновательного стресса на уровень достижений спортсменов обусловлено особенностями типа нервной системы и темперамента.
Взаимоотношения свойств темперамента и резистентность к стрессу. В настоящее время психология спорта располагает достаточным количеством экспериментальных данных, свидетельствующих о зависимости резистентности (сопротивляемости) к психическому стрессу (в том числе и вызванному участием в соревновании) в спортивной деятельности от силы нервной системы относительно возбуждения (Б. А. Вяткин, 1964, 1971, 1972; Е. П. Ильин с сотр., 1972, 1974; Ю. Я. Киселев с сотр., 1974, и др.).
|
|
Зависимость отдельных симптомокомплексов свойств темперамента от параметров «сила — слабость» нервной системы (В, С. Мерлин, 1964; В, В. Бе лоус, 1967; Л. Д. Василенко, 1967; А. А. Коротаев, 1974; Э. И» Маствилискер, 1973) позволяет выдвинуть предположение о том, что резистентность к стрессу обусловлена не только силой нервной системы, но и определенным соотношением свойств темперамента, вероятно, ею обусловленного.
Первая попытка экспериментальной проверки данного предположения была предпринята Б. А. Вяткиным и В. В. Маркеловым в 1974 г. Изучалось влияние соревновательного стресса на успешность выполнения ряда двигательных тестов: а) бег 20 м с низкого старта; б) «челночный» бег 15 м; в) прыжок в длину с места; г) удержание груза; д) метание мяча в цель.
Показателем резистентности к соревновательному стрессу являлась степень улучшения выполнения двигательных тестов в соревнованиях по сравнению с тренировкой. Испытуемые (25 учащихся X класса) были диагностированы по следующим свойствам темперамента: тревожность, эмоциональная возбудимость, импульсивность, ригидность, активность волевой целенаправленной деятельности, экстраверсия — интроверсия.
В этом исследовании нужно было найти зависимость резистентности к стрессу не от отдельных свойств темперамента и даже не от конкретного типа взаимосвязи между ними, а от суммарного показателя всех изучавшихся свойств, считая, что за ним кроется какое-то (пока неопределенное) взаимоотношение между свойствами темперамента. Одним из методов, позволяющих комплексно статистически оценить характеристики психологических свойств темперамента, является дискриминантный анализ.
|
|
Предварительно испытуемые были разделены на две группы: улучшившие в условиях соревнований выполнение всех двигательных тестов, т. е. отличающиеся высокой резистентностью (12 человек) и ухудшившие в условиях соревнований выполнение тестов, т. е. отличающиеся низкой резистентностью к соревновательному стрессу (6 человек). Далее для каждого испытуемого была вычислена интегральная величина, составленная из нормированных показателей всех шести свойств темперамента (дискриминатор). Для этого использовались формулы и программа, предложенная О. М. Калининым (ЛГУ). Полученные результаты графически изображены на рисунке 3.
Как видно из рисунка, дискриминаторы испытуемых, улучшивших и ухудшивших тренировочные результаты в условиях соревнований, находятся в основном по разные стороны разграничительной линии. Это значит, что какое-то определенное взаимоотношение свойств темперамента, выраженное интегральным показателем (дискриминатором), является условием повышения тренировочных результатов в условиях соревнований, а какое-то другое определенное взаимоотношение свойств темперамента вызывает их ухудшение. Между средними величинами дискриминаторов этих двух групп испытуемых обнаруживается статистически достоверное различие.
Итак, предположение о зависимости резистентности к соревновательному стрессу от определенного взаимо-отношения свойств темперамента достаточно определенно подтвердилось в моделирующем спортивные соревнования естественном эксперименте. Можно было предположить, что в реальных спортивных соревнованиях, где требования к динамическим особенностям психики, определяемые темпераментом, более высоки, а деятельность значительно выше мотивирована, данные взаимозависимости проявятся еще отчетливее.
Это предположение подтвердилось в дальнейших исследованиях при изучении резистентности к соревновательному стрессу в зависимости от типа функциональных взаимоотношений между такими свойствами темперамента, как активность волевой регуляции целенаправленной деятельности и реактивность непроизвольных движений (импульсивность).
Диагностирование испытуемых по характеру взаимосвязи между активностью и реактивностью проводилось методом зонного анализа (Eysense, 1965). Суть его в следующем. На оси ординат откладываются показатели реактивности каждого испытуемого: верхний полюс — максимальное значение (самый реактивный), нижний — минимальное (наименее реактивный из данной выборки). На оси абсцисс аналогичным образом слева направо откладываются показатели свойства активности. Ордината и абсцисса пересекаются в точке средних значений обоих свойств.
Испытуемые в зависимости от степени выраженности каждого исследуемого свойства располагаются в четырех квадрантах. Б зависимости от места расположения на графике каждая группа испытуемых получает соответствующий диагноз: I — высокоактивные, высокореактивные; II — высокоактивные, низкореактивные; III — низкоактивные, низкореактивные; IV — низкоактивные, высокореактивные (рис. 4). По всей вероятности, у испытуемых I группы между исследуемыми свойствами темперамента имеют место синэргические отношения, так как высокие реактивность и активность, сотрудничая, влияют на деятельность в одном и том же направлении. У испытуемых II группы, по нашему мнению, имеются отношения взаимной компенсации, где недостаточная импульсивность компенсируется высокой активностью. У испытуемых IV группы, наоборот, низкая активность компенсируется высокой реактивностью.
|
|
Какова же резистентность к соревновательному стрессу различного уровня у этих групп испытуемых? (Результаты спортсменов III группы не анализируются из-за их малочисленности).
На рисунке 5 представлены результаты пермских пловцов (21 чел.) на трех различных соревнованиях с относительно низкой (первенство обл. совета ДСО «Буревестник»), средней (первенство области) и высокой (зона Урала на первенстве РСФСР) активностью мотивации. На графиках по оси ординат отложены результаты спортсменов в соревнованиях, выраженные в очках по таблице оценки результатов в плавании. На оси абсцисс отмечены уровни стресса: низкий (Н), средний (С), высокий (В). На графике I представлены результаты спортсменов I группы (высокоактивные, высокореактивкые), на II и IV графиках, соответственно спортсмены II и IV групп (высокоактивные, низкореактивные и низкоактивные, высокореактивные).
Как видим, спортсмены I группы наивысший для себя результат показывают при среднем уровне стресса. Спортсмены II группы, наоборот, при среднем уровне стресса показывают свои худшие результаты. У спортсменов IV группы повышение результатов связано с повышением уровня стресса. Сходные данные были получены и на другой группе испытуемых — представительницах художественной гимнастики (Б. А. Вяткин, 1974).
Подобное исследование проведено также на спортсменах, входящих в сборную команду СССР по гребле на байдарках и каноэ. У гребцов, диагностированных по активности и реактивности (45 человек), проанализированы результаты на трех соревнованиях сезона 1974 г. с относительно низким (Кубок СССР), средним (первенство СССР) и высоким (первенство мира) уровнем стресса (рис. 6). Результаты спортсменов в соревнованиях оценивались по следующей шкале: 1-е место —9 баллов, 2—3-е —6, участие в финале — 4, полуфинале — 2, в предварительном заезде — 1 балл.
На графиках видно, что спортсмены I и II групп худшие результаты показывают при среднем уровне стресса, а лучшие —при высоком и низком. У спортсменов IV группы обнаруживается прямопропорциональная зависимость достигнутого результата от уровня стресса. Лучшие свои результаты они показывают при высоком уровне стресса.
|
|
Итак, различные типы взаимоотношения между свойствами темперамента обнаруживают высокоположительное влияние на деятельность спортсменов (резистентность к стрессу) при различных активности мотивации и уровне стресса. Результаты экспериментов говорят о том, что компенсаторные отношения между свойствами темперамента определяют уровень достижения спортсменов при высоком уровне стресса независимо от вида спорта, пола, возраста и подготовленности спортсмена (испытуемые IV группы во всех случаях при высоком стрессе показывают абсолютно лучшие результаты. Чем это объяснить? Почему в одних условиях определенные взаимоотношения наиболее благоприятны для успеха, а в других — нет?
Можно предположить, что при низком уровне мотивации и стресса синэргические отношения между активностью волевой регуляции и реактивностью непроизвольных движений обеспечивают испытуемым I группы достаточно высокую общую активность (энергичность) деятельности. Эта активность способствует достижению высокого результата. При усилении мотивации до высокого уровня совместное влияние этих свойств на деятельность приводит, вероятно, к избытку энергии (пессимуму общей активности), который уже не может обеспечить наивысшего уровня деятельности, так как рассогласовывает ее. У лиц IV группы сильная мотивация при высоком уровне стресса, очевидно, уравновешивается низкой активностью волевой регуляции, что обеспечивает испытуемым этой группы оптимум энергичности в данных условиях и, следовательно, позволяет показать высокий результат.
Активность мотивации есть проявление активности отношения личности к предстоящей деятельности. По- этому можно утверждать, что высокоактивное отношение личности — это одно из психологических условий, определяющих не только стресс, но и характер его влияния на эффективность деятельности в зависимости от свойств темперамента и типа функциональной взаимосвязи между ними. Это положение, впервые изложенное Б. А. Вяткиным и В. С. Мерлиным на II Всесоюзном симпозиуме «Психический стресс в спорте» (Пермь, 1975), имеет определенную педагогическую направленность. Можно дать следующие рекомендации, направленные на управление стрессом:
1. Для достижения высокого спортивного результата в условиях выраженного психического (соревновательного) стресса спортсмену необходим оптимум активности отношения. Это значит, что стимуляция его мотивацией должна дозироваться с учетом особенностей его темперамента.
2. В зависимости от активности отношения личности одни и те же свойства темперамента могут оказывать на успех в деятельности как положительное, так и отрицательное влияние. Например, тревожность при низкой мотивации повышает общую активность спортсмена и способствует достижению высокого результата. При высокой мотивации тревожность действует противоположным образом.
3. В зависимости от активности отношения личности меняется роль функциональных взаимосвязей между свойствами темперамента. Следовательно, если у спортсмена имеют место синэргические отношения (например, между активностью и реактивностью), то дополнительная стимуляция мотиваций для него нецелесообразна, а при взаимной компенсации она не только желательна, но и необходима.