Педагогические рекомендации по индивидуализации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям гимнасток с различными свойствами темперамента

(Б. А. Вяткин, 1974)

Преобладающее свойство темперамента Пути педагогического воздействия
Тревожность 1. Мягкое, тактичное, внимательное, чуткое отношение к спортсменке перед стартом 2. Обязательное обучение методам регулирования эмоциональных состояний 3. Удерживание от чрезмерной траты энергии 4. Дозирование мотивации в соревнованиях
Нетревожность 1. Повышенная требовательность, контроль тренера к посещаемости занятий 2. Повышение интереса к выступлению в соревнованиях (постановка конкретных целей и т. д.) 3. Повседневный контроль за самостоятельной работой спортсменок 4. Дополнительное стимулирование перед стартом
Эмоциональная возбудимость 1. Обязательное обучение методам регулирования эмоциональных состояний 2. Мягкое, тактичное отношение в условиях соревнований 3. Дозирование мотивации в соревнованиях
Эмоциональная невозбудимость 1, Повышение интереса к изучению новых элементов 2, Специальная дополнительная работа по развитию музыкально-ритмического чувства 3, Включение в тренировку соревновательной мотивации с целые повышения активности
Импульсивность 1. Терпеливое и настойчивое убеждение гимнастки в том, что все замечания тренера справедливы 2. Требование проводить разминку по плану 3. Разъяснение и требование необходимости выполнять упражнения до конца в любых условиях и при любых обстоятельствах
Неимпульсивность Нечастая смена заданий во время тренировок
Ригидность 1. Изменение на тренировках снарядов, мест занятий, направлений в зале 2. Частая смена в тренировках разнообразных элементов 3. Требование от спортсменок мысленного воспроизведения комбинаций непосредственно перед ее выполнением на соревнованиях
Экстравертность 1. Требование систематической работы над собой 2. Требование сдерживания чрезмерной общительности в условиях соревнований
Интровертность 1. Требование оказания помощи подругам во время тренировок 2. Приобщение к коллективному разбору результатов соревнований

На основании этих данных можно предложить соответствующие для каждой гимнастки индивидуальные достаточно эффективные приемы педагогического воздействия (табл. 21).

Итак, приспособление темперамента к требованиям деятельности в спорте путем индивидуального подхода гораздо шире и эффективнее, чем отбор, тренировка и создание положительного отношения. Но и здесь имеется ряд ограничивающих условий. Требования деятельности в спорте совершенно объективны и педагог может их изменить в соответствии со свойствами темперамента лишь, в известных пределах. Так, нельзя бесконечно снижать активность соревновательной мотивации тревожного спортсмена, так как соревнования могут лишаться смысла и превратиться в показательные выступления или тренировку. Кроме того, полностью индивидуализировать учебно-тренировочный процесс можно только в том случае, если будет организована деятельность с учетом темперамента каждого индивидуума. Но деятельность в спорте (особенно в массовом и школьном) имеет коллективный характер, и педагог не в состоянии организовывать деятельность каждого своего воспитанника в отдельности без риска дезорганизовать деятельность коллектива. Следовательно, и этот путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, несмотря на ряд положительных моментов, по своему существу не может быть основным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: