Информация о карьере

Понятие «информация о карьере» было определено NCDA (в то время NVGA) как «информация, относящаяся к миру профессий, которая может быть полезной в процессе подготовки к трудовой деятельности и включает в себя учебную, профессиональную и психосоциальную информацию, связанную с работой; например, информация о доступности обучения, характере работы и положении работающих в различных сферах деятельности». Как уже обсуждалось в предыдущих главах, термин «персональное руководство» (guidance) обычно резервируется для обозначения деятельности, которая носит в первую очередь образовательный характер. Карьерное руководство (career guidance) включает в себя все действия, направленные на распространение информации о существующих или будущих профессиях с целью повышения осведомленности людей о мире работы и о том, что они собой представляют по отношению к этому миру (NOICC, 1994). Этот вид деятельности может принимать различные формы:

• ярмарок вакансий (приглашение специалистов в ряде областей, с тем чтобы они объяснили характер своей работы);

• библиотечных заданий;

• собеседований;

• предоставления информации с помощью компьютера;

• наблюдения за работой профессионала (сопровождения кого-то в течение
его обычного рабочего дня);

• дидактических лекций;

• практических упражнений, например ролевой игры.

Карьерное руководство и распространение информации по вопросам карьеры традиционно представляется как деятельность в пределах школы. Однако этот процесс часто происходит вне школьной среды — например, в государственных агентствах, на предприятиях, в библиотеках и дома; эта деятельность может осуществляться специалистами, занимающимися частной практикой. Согласно Паттерсону, карьерное руководство предназначено «для людей, являющихся вполне нормальными и не имеющих никаких эмоциональных проблем, мешающих формированию рационального подхода к выбору профессии или карьеры». Многие правительственные и образовательные агентства (такие, как Национальная система информации по вопросам карьеры (NCIS) в Юджине, штат Орегон) создают компьютерные базы данных по профессиям и распространяют их через библиотеки. В целом способы получения информации относительно карьеры очень разнообразны.

Однако не все эти способы одинаково эффективны, и тот, кто оказывается не в состоянии должным образом адаптировать информацию о карьере к своей конкретной ситуации, часто сталкивается с трудностью при принятии решения о выборе профессии. Результатом могут быть нереалистичные стремления — цели, выходящие за пределы возможностей человека. Следовательно, людям, решающим вопрос выбора карьеры, необходимо предоставить полную и качественную информацию о профессиях. Обладание информацией о карьере еще не гарантирует знания собственных возможностей в развитии карьеры, но без таких данных не могут быть приняты удачные карьерные решения. Нехватка или несвоевременность необходимой информации является одной из причин того, что люди не в состоянии принимать правильные решения или делать адекватный выбор.

Ряд компьютерных систем карьерного руководства предлагают информацию по вопросам карьеры и помогают людям разобраться в своих ценностях и интересах или просто найти информацию о работе. Одно из преимуществ компьютерных систем планирования карьеры — это их доступность: они оказываются полезными во многих ситуациях, при работе с различными людьми, с представителями разных культур и возрастных групп. Вот некоторые из наиболее известных в США программ: SIGI-Plus (Система интерактивного персонального руководства и информации; «Плюс» указывает на усовершенствование системы); DISCOVER и NOICC (Национальный профессиональный комитет координирования информации; включает филиалы в отдельных штатах).

DISCOVER и SIGI-Plus — две программы, которые наиболее широко используются в США при планировании карьеры, в то время как NOICC и его филиалы занимаются составлением списков определенных профессий. «DISCOVER состоит из четырех компонентов: а) самооценка (информация о себе); б) определение вариантов выбора профессии (стратегии для определении сферы занятости); в) анализ информации по профессиям (информация о профессиях); г) выбор вариантов получения профессионального образования (поиск образовательных учреждений)». SIGI-Plus содержит пять компонентов, направленных на: 1) самооценку (ценности); 2) идентификацию вариантов выбора профессии (ориентация); 3) анализ информации по профессиям (сравнение); 4) анализ информации о программах подготовки (планирование); 5) осуществление предварительного выбора профессии (стратегия). Ведется постоянный поиск способов расширения компьютерных систем профессиональной ориентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: