Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях

Попытки экспериментального изучения конфликтов могут осуществляться и с помощью создания конфликтных ситуаций в естественных условиях человеческого взаимодействия.

Наиболее известный пример такого рода экспериментирования — это, конечно, серия исследований Шерифа, о которых уже говорилось в предыдущих главах. На-

помним общую схему эксперимента Шерифа. В летнем лагере группа незнакомых между собой мальчиков подросткового возраста (в разных экспериментах от 11 до 14 лет) делилась на две подгруппы, в каждой из которых шла своя жизнь. Отдыхая, играя, занимаясь хозяйственными делами, мальчики сдружились между собой, об­разовав две сплоченные группы. После того как у них сформировалось сильное чув­ство групповой принадлежности, началась следующая, решающая стадия экспери­мента. Между группами создавалась конкурентная ситуация, например проводи­лись разные соревнования со строгим соперничеством, в результате которого одна из групп объявлялась победительницей, а другая — проигравшей. На этой стадии и был зафиксирован тот результат, который предполагался основной гипотезой Ше­рифа: объективная конкурентная ситуация, в которой оказывались группы, вызыва­ла конфликт между ними. Как уже отмечалось, исследовательская процедура Ше­рифа была воспроизведена в ряде других экспериментов.

Понятно, однако, что экспериментальные исследования такого рода единичны как в силу сложности самой процедуры и ее организации, так и по понятным этичес­ким соображениям. Гораздо чаще для создания конфликта в реальных условиях ис­пользуется прием создания так называемого «конфликта мнений», который в раз­личных модификациях сводится к тому, что давление подставной группы идет враз­рез с собственным мнением человека, Экспериментальная процедура «конфликта мнений» оказалась плодотворной схемой для изучения как личностных особеннос­тей, так и для развития представлений о группах и групповых явлениях.

Создавать конфликтные ситуации в реальных условиях не так уж сложно. На­пример, Р. Бэрон и Д. Ричардсон в связи с исследованием агрессии приводят такие примеры провоцирования конфликтов для изучения реагирования людей, как со­здание искусственных помех в движении водителей или введение в естественную ситуацию взаимодействия подставного лица (ассистента экспериментатора), кото­рый пытается пройти куда-то без очереди или грубо толкает других при входе в транспорт и т. д. Правда, авторы оговариваются, что использование подобных при­емов требует особой осторожности и сопряжено с понятными этическими пробле­мами (Бэрон, Ричардсон,1997). В отечественной практике также можно привести пример исследования, провоцировавшего конфликт: автор обращался с претензия­ми (как он сам отмечает, только обоснованными по этическим соображениям) в сфере общественного питания или торговли. Предметом изучения в данном случае были от­ветные реакции, демонстрируемые представителями этих организаций (контробви­нение — 88 % случаев, ссылка на оправдывающие обстоятельства — 83 %, ссылка на надуманные обстоятельства — 71 % и т. д.). Всего автор наблюдал 24 спровоци­рованные им ситуации (Никифоров, 1986). Для исследователя конфликтов такие эксперименты и их результаты представляют известный интерес, однако они опи­сывают ситуации случайного, кратковременного взаимодействия людей, релевант­ные, например, для наблюдения за проявлениями агрессии, но не вполне адекват­ные изучению конфликтного взаимодействия. Хотя они вроде бы и моделируют кратковременные интерперсональные конфронтации, но реальное пространство человеческих конфликтных взаимоотношений сопряжено с долговременными от­ношениями людей, их взаимодействием дома и на работе, с друзьями и близкими. И вот тут попытка искусственного создания конфликтов действительно наталкивает­ся на серьезные этические возражения.


Подводя итоги описания экспериментального изучения конфликтов, можно сказать, что ученые проявили немало изобретательности в создании процедур экспе­риментального исследования конфликта как в лабораторных, так и в естественных условиях человеческого взаимодействия. Можно дискутировать относительно ре­левантности тех или иных процедур, правомерности их применения, природы опи­сываемых явлений, точности измерений и т. д. Очевидно, однако, что полученные с помощью этих методов результаты стали существенным вкладом в изучение кон­фликтов и описание конфликтной феноменологии. Но экспериментальные исследо­вания были и остаются скорее уделом академической науки. С тех пор, как конфликтологи обратились к практическим вопросам регулирования конфликтов, воз­никла задача поиска средств и методов изучения реальных проблем людей и пере­живаемых ими конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: